Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Мир
В США впервые в 2024 году обанкротился банк
Армия
Российские военные захватили американскую машину разминирования в зоне СВО
Экономика
Число вакансий с подработками перед майскими праздниками выросло в 1,5 раза
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
Франция создает проблемы российским дипломатам с выдачей виз
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Гуцул пригласила президента и премьера Молдавии на День гагаузского языка
Армия
Снайперы ВДВ спасли из-под обстрела ВСУ семью беженцев из Часова Яра
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Мир
Die Welt узнала о причинах отказа Украины от заключения мира в Стамбуле
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
В Госдуме предложили запретить организацию обращения криптовалют в РФ
Мир
Вертолет с восьмью людьми на борту упал в Эквадоре
Мир
Франция не позвала РФ на мероприятия по случаю окончания Второй мировой войны

В интересах предпринимателей

Какие условия необходимы для развития малого и среднего бизнеса в регионах
0
В интересах предпринимателей
Фото: shutterstock.com
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Противостояние власти и бизнеса в Тульской области становится все более напряженным. В официальном обращении к президенту Владимиру Путину региональные бизнесмены обвинили местную администрацию в «геноциде малого и среднего предпринимательства». Такой накал страстей заинтересовал единороссов, ответственных за партийный проект «Комфортная правовая среда», целью которого, как анонсировалось, было как раз создание благоприятной законодательной базы для бизнеса малой и средней руки.

Напомним, в публичный конфликт с администрацией Тульской области предприниматели ввязались в августе прошлого года: после того как чиновники расторгли договоры аренды на несколько земельных участков, на которых были обустроены платные парковки, и выставили их на аукционы. Как утверждают бизнесмены, стоимость наделов, ушедших на торги, власти необоснованно завысили, причины же аннулирования предшествующих договоров остались подозрительно туманными: все документы имели статус «на неопределенный срок».

Тульский скандал

Представители администрации, в свою очередь, «кивают» на историю вопроса. В 2000 году в городе были заключены контракты на аренду земель под парковки сроком на 11 месяцев. Час Х, казалось бы, давно пробил, но арендаторы с выбранных соток не ушли. При этом заново земли никто не оформлял и договоры аренды не продлевал. Как результат — парковки продолжали работать на участках по 10 лет без права на это, документы на земли приобрели новый статус: аренда «на неопределенный срок». Такая формулировка говорит о том, что договоры с арендаторами могут быть расторгнуты в любое время.

Летом прошлого года чиновники решили навести на рынке парковок порядок и оформить документы надлежащим образом. «Земельный кодекс предписывает предоставлять участки в пользование на основе принципов публичности, открытости, прозрачности и эффективности процедур. С нашей точки зрения, единственная процедура, соответствующая всем этим требованиям, — это открытые по составу участников торги», — констатировал Валерий Шерин, министр имущественных и земельных отношений Тульской области. При этом чиновник уверяет: первое лицо, которому администрация предлагает заключить договор аренды, — предыдущий арендатор. Если он отказывается это сделать, то договор заключается с победителем торгов.

«По замкнутому правовому кругу мы ходим уже давно, — рассказывает предприниматель Любовь Дружинина. — В сентябре мы в первый раз обратились в приемную президента России. Там мы пытались объяснить, что действия наших властей не стыкуются с федеральным законом «О защите конкуренции». Но нас не услышали».

Разбираться в этой правовой коллизии в Тулу отправился «десант» из Госдумы. «Иногда ведь бывает, что, вместо того чтобы решать проблему на месте, начинают обращаться сразу в самые высокие инстанции. Может быть, стоит использовать все имеющиеся в регионе варианты решения проблемы?» — считает Рафаэль Марданшин, член комитета Государственной думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству.

В заботах о бизнесе

Как поясняют эксперты, подобных «правовых казусов» в регионах хватает. Чтобы свести их количество к минимуму, прошлым летом «Единая Россия» запустила специальный партийный проект — «Комфортная правовая среда». «Главным образом он задумывался для того, чтобы защитить предпринимателей, собрать информацию о потребностях и проблемах малого и среднего бизнеса в регионах и оперативно исправить ошибки в вопросах законодательного регулирования экономической деятельности в стране, — объясняет Игорь Судец, соруководитель проекта. — К сожалению, с тем, что права бизнесменов нарушаются в рамках действующего закона, мы сталкиваемся нередко».

Сейчас проект уже реализуется в Смоленске, Санкт-Петербурге и Башкортостане. В ближайшем будущем он будет запущен еще в нескольких регионах: Липецке, Пскове, Владимире, Иваново, Тульской области и Ставропольском крае. В ходе встреч с региональными властями, юристами, представителями бизнеса и экспертным сообществом законотворцы пытаются «нащупать» проблемы, которые мешают бизнесменам работать. А после внести в законодательство поправки, которые должны такие «правовые пробелы» исправить.

Поле для деятельности у депутатов уже обозначилось. «К нам поступали жалобы от бизнесменов, у которых под предлогом изъятия вещдоков изымали огромную партию товара, практически парализуя работу предприятия, — рассказывает Игорь Судец. — Понятно, когда речь идет о неких контрольных образцах — но бывают случаи, когда продукцию изымали вагонами и фурами. Зачем? Чтобы покончить с подобной практикой, мы подготовили соответствующие поправки в закон «О полиции», в закон об оперативно-розыскной деятельности и Уголовно-процессуальный кодекс». По мнению парламентариев, необходимо «исключить всякую возможность вольного распоряжения должностным лицом в период расследования уголовного дела чужим имуществом без судебного решения. Не менее важно уточнить процедуру принятия судебного решения об уничтожении товара.

Полным ходом в Госдуме готовятся поправки в законодательство, связанные с определением сроков содержания бизнесменов под стражей. «В настоящее время сроки содержания человека под стражей во время следствия оговорены, а вот во время судебного процесса — нет. А ведь отдельные процессы могут длиться годами. Как нам недавно признался один предприниматель, если бы его «оперативно осудили» по той статье, что ему вменяют, к этому времени он уже вышел бы по УДО. А он еще сидит — и только потому, что суд над ним никак не закончится», — заметил Игорь Судец.

Отдельной проблемой депутатов стали третейские суды. Как жалуются эксперты, подобные инстанции в России находятся вне зоны контроля, доверие к ним у российских бизнесменов подорвано. «Российский закон о третейских судах был принят более 10 лет назад, однако их деятельность до сих пор не соответствует ожиданиям. При этом привлечь подобные суды к ответственности за неправомерные решения невозможно», — считает Рафаэль Марданшин. В качестве наиболее значимых проблем депутат назвал отсутствие независимых органов контроля над такими инстанциями и зависимость судей от учредителей. «Именно из-за этого отечественный бизнес часто решает судебные споры за рубежом — в Лондоне, Париже, Стокгольме», — подчеркнул он.

В интересах предпринимателей

Алексей Ядыкин, представитель международной юридической фирмы Debevoise& Plimpton, в свою очередь, отметил, что в иностранных юрисдикциях решения третейских судов обжалованию, как и в России, не подлежат, но требования к судам там выше: «У третейских судов в России есть иммунитет от гражданской ответственности за принимаемые решения. На Западе же, наоборот, третейские суды находятся в зоне гражданско-правовой ответственности».

Решить проблему планируется без лишних церемоний. По мнению депутатов, необходимо «единым документом внести изменения в действующий закон, а если будет целесообразно, переработать действующее законодательство и внести совершенно новый закон о третейских судах».

В ожидании рейтинга

Впрочем, сами предприниматели уверяют: «адекватная» законодательная база — далеко не единственное условие для процветания малого и среднего бизнеса в субъектах РФ. «Здесь многое зависит от того, готовы ли региональные власти поддерживать предпринимательство, заинтересованы ли они в создании для него комфортных условий», — подчеркивает Николай Николаев, вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».

Как пояснил эксперт, одни из самых благополучных в этом отношении регионов — Ульяновская и Челябинская области, Республика Татарстан. При этом власти этих субъектов используют различные рецепты поддержки малого и среднего бизнеса. Так, администрация Челябинской области прикладывает немалые усилия для создания так называемых бизнес-инкубаторов (организаций, занимающихся поддержкой стартап-проектов новоиспеченных предпринимателей на всех этапах развития: от разработки идеи до ее коммерциализации). Власти области резко сократили фискальную нагрузку на небольшие предприятия. А в Татарстане сделан упор на всестороннюю поддержку компаний, занятых в сфере инновационных разработок.

«Я считаю, что необходимо составить специальный рейтинг регионов, который бы показал, где малый и средний бизнес чувствует хорошо, а где — не очень. Думаю, такая мера подвигнет региональные власти уделять поддержке предпринимателей больше внимания», — подчеркнул Николай Николаев.

Иностранный подход

США. Сегодня в Америке зарегистрировано более 20 млн предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ), которые обеспечивают рабочими местами более половины трудоспособного населения страны. Принципы поддержки МСБ в США сформировались в середине 1950-х годов с момента создания Администрации по делам малого бизнеса, защищающей интересы МСБ на правительственном уровне и имеющей представительства во всех крупнейших городах страны, — это позволяет распространять политику на все штаты, а не только на основные экономические центры США. Государственная стратегия развития МСБ определяется законом «О малом бизнесе». Поддержка этому сектору экономики оказывается различными методами, в том числе размещением в нем не менее 23% государственного заказа, оказанием финансовой, консультационной, технической и организационной помощи.

Европейский союз. В последние несколько лет в Европе широкое распространение получили интерактивные инструменты поддержки МСБ, такие как информационные порталы, вебинары, видеоконференции и прочее. В качестве примера можно привести Континентальную сеть в поддержку малого и среднего бизнеса (European Enteprise Network) — портал с бесплатными информационными ресурсами, который объединил в себе более 600 агентств и организаций, выполняющих роль посредника между МСБ и Евросоюзом. Любой бизнесмен может быстро и просто узнать о возможностях развития компании, новых методах и технологиях, повышении квалификации сотрудников, оценить рискованность работы в другой стране ЕС и, главное, получить прямые контакты и всю необходимую информацию о Европейском фонде, который может софинансировать проект развития данного предприятия.

Япония. Регулирование деятельности МСБ в Японии осуществляется за счет правительственных организаций, таких как Управление малых предприятий. С целью облегчения механизма финансовой поддержки предпринимателей правительством были созданы Корпорация страхования МСБ и ассоциации по гарантированию кредитов. Правительство страны выделяет субсидии, займы и оказывает помощь в получении кредитов на всех этапах развития субъектов МСБ, которые принимают активное участие в развитии наукоемкой и высокотехнологичной промышленности. Государство поддерживает предприятия малого и среднего бизнеса, предоставляя услуги в сфере консалтинга, рекламы, подбора кадров, оказывая организационную помощь.

Комментарии
Прямой эфир