Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Север ждет дорог

География по-прежнему влияет на качество транспортных перевозок
0
Север ждет дорог
Фото: Интерпресс/PhotoXPress.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Развитая логистика — хорошее подспорье для уменьшения конечной стоимости товара. К сожалению, далеко не все регионы нашей страны могут похвастаться наличием современной транспортной инфраструктуры. Судя по известным словам классика, дороги так и остаются нашей бедой, не исключая железнодорожный и авиационный транспорт. В особенности в удаленных регионах.

Основные причины пло­хого развития логистики в России — суровый климат и удаленность многих объектов от административных центров. По оценкам экспертов, из-за неразвитости транспортной инфраструктуры экономика страны ежегодно недополучает не менее 3% ВВП. Львиная доля проблем приходится на наши северные территории. Получается замкнутый круг: с одной стороны, эти регионы, как правило, богаты полезными ископаемыми, что дает перспективу развития промышленности, с другой — населенность этих мест, которая не превышает пяти человек на кв. км, не отвечает экономическим амбициям.

Начнем с наименее проблемной области логистики — авиаперевозок. Для многих отдаленных регионов авиация — единственный постоянно доступный способ доставки товаров. Перевозки по северной части нашей страны дороги, длительны, а зачастую и нерентабельны. Поэтому мелкие грузоперевозчики там попросту не появляются, поскольку не выдерживают конкуренции с крупными компаниями, которые иногда могут позволить себе работать в убыток. И даже поддержка государства не в состоянии полноценно разрулить эту ситуацию.

Хотя господдержка жизненно необходима для развития авиации в отдаленных регионах страны. Заметим, что государство не закрывает глаза на происходящее. Александр Нерадько, глава Федерального агентства воздушного транспорта, заверил, что средства на эти цели заложены в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)». Например, до 2018 года в Якутии будет построено и реконструировано 15 аэропортов, на эти цели запланировано порядка 26 млрд рублей. Конечно, это шаг вперед, учитывая, что сегодня на Крайнем Севере и в Восточной Сибири используется не более 25% когда-то исправно функционировавших аэропортов.

Если говорить о железнодорожной отрасли, то на первый взгляд ее развитие идет семимильными шагами. Строятся новые пути, модернизируются станции. Однако качество перевозок продолжает топтаться на месте, а цены год от года растут. От компании — монополиста рынка можно было бы ожидать более существенного скачка, но пока РЖД не показывают весь свой потенциал.

В целом зона покрытия российской железнодорожной системы практически полностью удовлетворяет потребности как жителей, так и бизнеса. А за бортом, в основном опять же из-за нерентабельности, остаются только социально значимые перевозки в отдаленных регионах. До сих пор на Севере нет железнодорожной связи со многими крупными административными центрами. К примеру, даже Ханты-Мансийск — административный центр ХМАО — не имеет с материком железнодорожного сообщения. Стоит, правда, отметить, что участок железной дороги Салым — Ханты-Мансийск протяженностью 200 км, включен в Стратегию развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года. Ориентировочно работы должны начаться в 2016 году.

Про автодороги в России можно слагать легенды: в центре их перекладывают чуть ли не ежегодно, а отдаленные регионы могут вообще не иметь доступа к цивилизованным магистралям. В настоящее время многие отдаленные регионы доступны только в периоды действия зимников, то есть всего три-четыре месяца в году. Но уйти от зимников в ближайшее время нам не удастся. В северных регионах они составляют сегодня более 60% путей сообщения автотранспорта. В среднем длина зимников может варьироваться от 200 до 400 км. Бывают же и совсем длинные перевозки — свыше 1000 км.

Такие города, как Нарьян-Мар, Салехард, Норильск, Мирный, и многие другие вообще не имеют регулярного автосообщения, доставить грузы до них можно только по зимникам, в период навигации — по рекам или с помощью ледокольной проводки. И это несмотря на то, что эти регионы активно развиваются, там идет геологоразведка, работают промышленные предприятия, ведется нефте- и газодобыча.

Справедливости ради следует отметить, что положительные эпизоды в развитии транспортной инфраструктуры на Севере все-таки есть. Например, дорога в Карелии, из Петрозаводска до Мурманска. Ее строительством занимались финны, полагаясь на собственные технологии. Дорога получилась отличная, а самое главное — «пережив» уже почти три зимы, она до сих пор как новая!

Комментарии
Прямой эфир