Новости, деловые новости - Известия
Воскресенье,
26 июня
2016 года

Новая электроника российских кораблей вдвое сократит экипажи

Для надводных кораблей ВМФ разработают единую систему управления

Фото: Глеб Щелкунов

Военно-морской флот России получит универсальную для всех типов кораблей электронную систему управления «Цитадель». По замыслу военных, она позволит сократить численность экипажа в два раза и расширит боевые возможности флота. Эксперты отмечают существенное отставание России от США по корабельным системам управления.

О планах по созданию новой интегрированной системы стало известно из документов по развитию ВМФ (имеются у «Известий»). Согласно техзаданию, «Цитадель» станет развитием существующей системы «Требование-М», разработанной в 2009 году в санкт-петербургском НПФ «Меридиан». Новейшая ее версия устанавливалась на фрегаты, которые Россия поставляла в Индию.

«На надводных боевых кораблях ВМФ и поставляемых на экспорт (Индия) установлены элементы интегрированной системы управления (ИСУ), совершенствования которой... уже недостаточно. Необходимо решить главную проблему — организовать взаимодействие всех корабельных систем (информационных, боевых и обеспечивающих). Результаты обеспечат повышение эффективности применения оружия корабля, его боевой устойчивости, количественное сокращение экипажа», — указано в документации нового проекта.

Контр-адмирал в отставке Владимир Захаров рассказал, что развитие систем управления уже привело к сокращению численности экипажа боевых кораблей. Он отметил, что «Цитадель» станет логичным продолжением тенденции к роботизации военной техники.

— Интеграция подсистем убирает всё больше людей с рабочих мест. Например, экипаж первых атомных подводных лодок был в пределах 120 человек, на последних построенных — 40 человек, — говорит он.

Конечно, полностью автоматизировать плавание не удастся. Даже в случае успеха разработки и внедрения «Цитадели», по мнению Захарова, численность экипажа кораблей первого ранга не может быть меньше 30 человек. 

— В открытом море работают только штурман и вахтенный офицер, всё остальное делает аппаратура. Но экипажем меньше чем 20–30 человек корабль не обслужить — за ним надо ухаживать. Автомат никогда сам не подаст швартовые концы. Наконец, нужен капитан, робот сам не сможет вывести корабль в нужную точку, — полагает Владимир Захаров.

Редактор журнала «Национальная оборона» Александр Мозговой отметил, что «Цитадель» может стать аналогом американской системы управления кораблем Aegis. Американская система создавалась с 1973 года, на нее были израсходованы значительные средства — оснащение этой системой одного корабля ВМФ США оценивается в $12 млн.

— К сожалению, ничего близкого к этой Aegis у нас пока нет. Японские, корейские, норвежские и австралийские корабли используют ее, подобная система разработана в Китае, — сказал эксперт.

Эксперт пояснил, что на российских фрегатах проекта 20350 экипаж состоит из 200 человек. Внедрение новой системы позволит вдвое сократить это количество, отметил эксперт.

На аналогичных американских кораблях, оснащенных Aegis, команда состоит из 250 человек — но здесь сравнение некорректно, во флоте США по-другому организован труд экипажей.

— Американцы на экипаже не экономят, — отметил собеседник.

Первые результаты работ по «Цитадели» появятся к концу текущего года, исполнитель проекта пока неизвестен. На разработку военное ведомство готово потратить 15 млн рублей.

В Минобороны не смогли оперативно прокомментировать проект «Цитадель».

Известия // среда, 26 февраля 2014 года

Новая электроника российских кораблей вдвое сократит экипажи

Новая электроника российских кораблей вдвое сократит экипажиДля надводных кораблей ВМФ разработают единую систему управления

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров



Новости сюжета «ВМФ»:

реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке