Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
МИД Китая отреагировал на обвинения в шпионаже со стороны Германии
Экономика
Путин отметил высокий темп роста промышленного производства в Санкт-Петербурге
Общество
Шойгу предупредил о последствиях ударов ВСУ по Запорожской АЭС
Мир
МИД назвал слова Пелоси о протестующих в США уничижительным отношением к демократии
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Таджикистан обеспокоился проблемами при пересечении границы РФ его гражданами
Мир
Премьер Украины заявил о сложной ситуации в энергосистеме страны
Мир
В ФРГ обратили внимание на оппозиционеров из РФ с флагами украинских радикалов
Мир
Представитель Госдепа ушла в отставку из-за несогласия с политикой США в Газе
Мир
Захарова указала на рост уровня ядерной опасности из-за политики Запада
Мир
Экс-аналитик ЦРУ назвал взрывы на «Северных потоках» актом агрессии против России
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Экономика
В ЦБ заявили об отсутствии влияния возможной конфискации активов РФ на финстабильность
Мир
Совет ЕС на год продлил санкции в отношении 11 физлиц молдавской оппозиции
Общество
Минфин сообщил о продлении семейной ипотеки для семей с детьми до шести лет
Армия
Легендарная 106-я гвардейская воздушно-десантная дивизия отметила юбилей

Валькирии и музы

Журналист Максим Кононенко — о том, почему не всегда стоит слушать музыку революции
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

У любой революции бывает множество самых разных последствий. Революция, разумеется, пожирает своих детей. Она возносит на вершины златых гор проходимцев и низвергает тех проходимцев, которые сидели на этих горах раньше. 

Революция создает новые символы и монументы, уничтожая при этом старые символы и монументы. Революция вообще похожа на могучее извержение вулкана с землетрясением, которые меняют окружающий ландшафт, погружая острова в пучину вод и поднимая со дна новые острова. 

И, конечно же, революция имеет колоссальное влияние на культуру. Мощные природные революции, такие как французская, например, или русская, оказывают влияние на всю мировую культуру, порождая невиданные ранее стили и методы. Революции попроще, искусственно выращенные и локальные, имеют куда как меньшее влияние на культурный процесс. 

Такие революции подобны современному электронному ширпотребу: «Разработано в США, собрано в Китае». И влияние на культуру у них такое же, как у этого ширпотреба: оно выражается большей частью в скандалах вокруг патентных споров, поскольку кроме обводов корпуса и размера экрана никаких других отличий у этих революций и нет. Детали внутри одинаковые. 

Возьмем, скажем, очередную украинскую революцию (названия у нее пока нет, но могу предложить: националистическая революция). Ну какие ее первые, самые очевидные культурные последствия? Спилили звезду на здании Верховной рады. 

Если тайфун русской революции прошелся про стране катком, снося старые здания и храмы на корню, то революции, «собранные в Китае», ограничиваются только спиленными звездами, прагматично оставляя построенные ненавистным свергнутым режимом материальные ценности для дальнейшей собственной эксплуатации. Чего добру пропадать-то. 

Второй привычный атрибут — война с памятниками. Дело даже не в том, кому именно эти памятники. Кому бы они не были — это просто памятники. Бюсты, скульптуры. Куски камня и металлические отливки. Произведения искусства — где похуже, где лучше, но нигде не больше того. Однако каждая революция считает своим непременным долгом сломать одни памятники и поставить другие. То улица Джохара Дудаева, то улица Небесной сотни, то памятник героям майдана. 

Лично для меня эта тема навсегда закрыта одним из первых барельефов из ленинской программы монументальной пропаганды, расположенным на здании типографии «Утро России». На нем рабочий катит огромное колесо, а внизу написано так: «Вся наша надежда покоится на тех людях, которые сами себя кормят». И ничего не прибавишь — ведь до сих пор так. 

Впрочем, история, как известно, непременно повторяется фарсом. Диалектическая спираль всё время сужается, и вместо Маяковского с Мельниковым и Родченко у нас с вами теперь певица Руслана и группа «Океан Ельзи». 

Про Руслану, пожалуй, не будем (певица из нее такая же, как и политик), а вот про группу «Океан Ельзи» извольте. 

Группой этой руководит известный украинский патриот Святослав Вакарчук. Патриот он не в том смысле, что ходит в шароварах и с оселедцем, а в том, что поет на украинском языке и сделал для популяризации этого языка едва ли не больше, чем любой другой артист вообще. Его папа, Иван Вакарчук — ректор Львовского университета. Того самого, что отменял занятия, для того чтобы студенты могли поехать на майдан воевать. При «оранжевой» власти Иван Вакарчук был министром образования и науки, и именно он практически запретил на Украине преподавание на русском языке. 

Святослав Вакарчук открыто поддерживал нынешние украинские события, группа «Океан Ельзи» неоднократно выступала со сцены майдана — впрочем, так было и во время «оранжевой» революции. А этой весной у «Океана Ельзи» гастроли в России, где группу любят, потому что она, что и говорить, очень хорошая. 

И вот, узнав об этих гастролях, знаменитый депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов выступает с предложением запретить коллективу зарабатывать деньги в стране, против культуры которой лидер этого самого коллектива так эффективно борется на своей родине. Прочитав новость об этом, первым делом хочется покрутить пальцем у виска. Но только первым. 

Вот, например, группа Depeche Mode отменяет концерт в Киеве, потому что ей страшно — и за себя, и за поклонников. Вот писатель Сергей Лукьяненко в знак протеста против происходящего на Украине запрещает переводить свои книги на украинский язык (sic!). Все эти культурные последствия однозначны и не требуют интерпретаций. Да, страшно. Да, Лукьяненко и раньше был известен странными заявлениями (в этом смысле он подобен Милонову). 

Но вот в случае с Вакарчуком всё совсем не так однозначно. Да, искусство — вне политики. И ладно там, что заплаченные русскими поклонниками группы деньги оплатят, в том числе, и очередные выступления «Океана Ельзи» со сцены майдана. 

Но вот только я представляю себе, как Вакарчук, спев свою прекрасную «Я не сдамся без боя», ставшую гимном майдана, обращается к русскому залу с призывом к борьбе за свободу — так мне тут же хочется примкнуть к депутату Милонову. 

Хотя еще вчера мне даже подумать о таком было бы стыдно. 

Комментарии
Прямой эфир