Надзор за строителями удвоится

Минрегионразвития РФ подготовило законопроект, согласно которому часть функций по контролю за саморегулируемыми организациями (СРО) в области строительства будет передана Министерству строительства и ЖКХ (Минстрой). На сегодняшний день подобный контроль осуществляет исключительно Ростехнадзор. Как пояснили в Минстрое, новые правила вводятся для оптимизации функций министерств и ведомств в строительной сфере.
— На Минстрой России возложено ведение реестра недобросовестных застройщиков. В связи с этим целесообразно гармонизировать данную функцию с государственным контролем за деятельностью СРО, а также ведением реестра СРО, — пояснили в пресс-службе Минстроя.
При этом за Ростехнадзором останется надзор за строительством опасных производственных объектов.
— Реализация решений, предусмотренных проектом, благоприятно отразится на строительной отрасли и не повлечет создание дополнительных административных барьеров и поднадзорности строительных СРО двум ведомствам, — уверены представители Минстроя.
Однако строители не разделяют этого оптимизма. Проект постановления не выдерживает никакой критики, считает директор департамента нормативного обеспечения и развития саморегулирования Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Леонид Бандорин.
— В настоящее время более 80% саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, утвердили требования к выдаче свидетельств о допуске к работам как на обычных объектах, так и на опасных производственных объектах. Таким образом, в случае принятия предлагаемых изменений, более 80% строительных саморегулируемых организаций будут внесены как в реестр Ростехнадзора — как утвердившие требования к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, так и в реестр Минстроя России — как утвердившие требования к работам, оказывающим влияние на безопасность обычных объектов, — объясняет эксперт.
Таким образом, подавляющее большинство саморегулируемых организаций будет подлежать контролю со стороны двух федеральных органов. Двойной надзор приведет к большему числу проверок, разным требованиям, которые могут и противоречить друг другу, а также усложнит жизнь саморегулируемым организациям, уверены в НОСТРОЙе.
— Реальная практика девелопмента показывает, что любые изменения в документах, регулирующих отрасль, с формулировкой «в целях оптимизации», ведут к увеличению административно-бюрократической компоненты в регулируемых процессах. Министерства и ведомства, которые в той или иной степени контролируют рынок российский недвижимости и строительства, находятся в состоянии постоянной борьбы за полномочия, ресурсы и денежные потоки. Это — форма их существования, — считает директор московского отделения Российской гильдии управляющих и директоров (РГУД) Екатерина Крылова.
Председатель московского городского отделения «Деловой России» Александр Левченко уверен, что подобное усиление контроля неизбежно приведет к удорожанию строительства.
— Опыт показывает, что передача функций от одного ведомства другому всегда порождает новые административные барьеры. Снять барьеры можно, если какие-то функции просто упразднить. Теперь строить будет сложнее, требований будет больше. Значит, увеличатся сроки и стоимость строительства. Свои расходы застройщики непременно переложат на конечных потребителей, что вызовет дополнительный рост цен на недвижимость, — утверждает эксперт.
Младший партнер практики «Оценка активов» компании «НЭО Центр» Ольга Тарасова указывает, что новая норма также будет способствовать «размножению» чиновников.
Как отметили специалисты «НЭО Центра», в связи с привлечением к контролю СРО организаций Минстроя России возможны дальнейшие корректировки разрешающих документов, в частности, самих свидетельств СРО (например: изменение формы свидетельства СРО. Существующая форма свидетельства утверждена приказом Ростехнадзора № 356 от 05.07.2011 года). Это может потребовать от участников строительной отрасли переоформления существующих разрешающих документов на осуществление деятельности в сфере строительства, и, как следствие, дополнительная административная и финансовая нагрузка на строительные организации вырастет.
Членство в СРО является обязательным для всех строительных организаций с 1 января 2009 года. Тогда были упразднены лицензии на выполнение строительных, проектных работ зданий и сооружений, а также инженерных изысканий. Это произошло после вступления в силу федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельных законодательных актов Российской Федерации» № 148-ФЗ от 22.07.2008 года. Вместо этого, согласно новому порядку, необходимо получать допуск к работам, который СРО выдают своим членам. Сегодня в России насчитывается порядка 500 строительных СРО. Из них 270 саморегулируемых организаций входят в Национальное объединение строителей.