Россия может реализовать свои преимущества в переговорах с ЕС

Несмотря на всю остроту ситуации, Россия оказалась сегодня в весьма неплохом и даже выигрышном положении, и она сделает большую ошибку, если разумно не воспользуется своими преимуществами.
Начну с самого начала. Запад, в частности Евросоюз, действительно был очень обижен на Путина за то, что он переиграл их в истории с подписанием соглашения об ассоциации с ЕС. Дело в том, что для ЕС это соглашение имело чисто политический смысл и представители данной организации, отвечавшие за этот процесс, не сознавали всю остроту экономической ситуации в этой стране, в частности, что предоставление финансовой помощи в настоящий момент гораздо более значимый фактор для Украины, чем все культурно-политические декларации. В итоге Запад почувствовал себя обманутым, и это определило его отношение к проблеме Украины.
И впоследствии отношение к украинскому кризису со стороны Запада было весьма односторонним: смешивались три разных аспекта недовольства. Все видели неприязнь граждан к откровенно коррупционному, просто полубандитскому режиму, с другой стороны, было очевидно, что протестующие симпатизируют Западу и настроены проевропейски, и наконец то, что многие из них настроены антироссийски.
Всё это слилось воедино, и в итоге возникла очень упрощенная картинка: зависимая от России полукриминальная власть отчаянно препятствует европейской интеграции страны, и за этой властью стоит Москва.
Что было упущено общественным мнением?
Во-первых, никто не замечал искренних пророссийских устремлений части жителей страны, и в этом смысле крымский майдан, наоборот, оказался очень полезен, ибо давал Западу представление об этой иной Украине — не связанной ни с прозападным сегментом, ни со скомпрометированной властью. Во-вторых, не была осознана реальная финансовая ситуация в стране — по существу, ее финансовое банкротство. Все хотели получить антироссийское прозападное правительство в Киеве, и мало кто понимал, что его придется оплачивать из своего кармана, в котором на самом деле очень мало денег. И, наконец, самое главное: мало кто сознавал огромную зависимость Украины от России в плане хозяйственных связей. Проще говоря, что Россия — это рынок украинских товаров и рынок трудовой силы и без контактов с Россией Украина просто не выживет. Об этом вообще-то говорил Путин, но Запад упорно ему не верил.
Только буквально в последние 2–3 дня в западной прессе стали появляться признаки того, что общественному мнению открылась вот эта другая сторона происходящего и Запад стал сознавать, что без участия России украинский узел просто не будет распутан, что многие ключи к разрешению ситуации находятся в Москве.
Поэтому на самом деле у России сейчас очень неплохое положение, и она может его использовать, но только в том случае, если не будет поддерживать напряжение в Крыму. Ей нужно пойти на переговоры не с пока не очень внятным и нестабильным правительством в Киеве непосредственно, а с Украиной и ЕС в тройственном формате.
Какие сейчас козыри есть у России?
Во-первых, она свободна от финансовых обязательством перед новой украинской властью.
Во-вторых, только сейчас до западных политиков дошло, что не только у России есть интересы на Украине, но и у Украины есть огромные интересы в России. Как я уже сказал, это стало понятно для западных политиков только сейчас.
Наконец, в-третьих, используя эту ситуацию в переговорах с Евросоюзом, Россия может сформулировать свой пакет требований к ЕС, причем не только тех, что касаются Украины.
Россия не будет отвечать за украинское правительство, и она не будет оплачивать его экономический курс, но само сохранение торговых связей с Украиной не даст этой стране свалиться в полную финансовую яму. И за это Россия вполне может выдвинуть целый пакет требований, касающихся обеспечения жизненно важных для нее интересов, — речь и о положении русскоязычного меньшинства на Украине, и о пребывании Черноморского флота, и даже — что очень возможно — о вступлении Украины в Таможенный союз. Во вступлении в Таможенный союз Украины сегодня заинтересована не только Россия, но также и Китай. Так что это вполне реалистичное требование.
Так что за сохранение привилегированного положения Украины в экономике России можно получить важные преимущества в нужных для России направлениях. Причем Брюссель следует сделать гарантом таких тройственных договоренностей, и здесь роль ЕС может быть более значительной, чем отдельных европейских стран, поскольку Евросоюз имеет возможность повлиять на решение МВФ о выделении Украине финансовой помощи.
Что касается правового аспекта всей этой ситуации, то нужно признать, что, конечно, переворот произошел неконституционным путем, но украинские события — не единственный пример такого рода массовых переворотов. Новая архитектура мира должна осмыслить, как можно ввести такого рода массовые выплески недовольства в правовое поле. Пока же следует признать неизбежные последствия того, что произошло в Киеве, не относиться ко всему происходящему с эмоциональной точки зрения и реализовать все вытекающие из этой ситуации прагматические преимущества.
Повторюсь, Россия оказалась сейчас в хорошей, как бы это сегодня странно ни звучало, позиции, и ей нужно только дипломатически оформить все свои неожиданно возникшие стратегические преимущества.