Израильские ортодоксы протестуют против призыва

В Иерусалиме 2 марта прошла самая массовая за последние десятилетия демонстрация ортодоксальных иудеев (харедим). До 400 тыс. человек, включая женщин и детей, собрались на улицах, чтобы провести молебен и выразить протест намерениям правительства принять уже в ближайшие недели закон, отменяющий льготы, которые позволяют ортодоксам не служить в армии. Эти послабления для харедим были введены еще при появлении Израиля как государства, в 1948 году. Покушение на них со стороны властей вызвало бурю возмущения в религиозных кварталах.
Сегодня харедим (в переводе в иврита — те, кто трепещут перед Богом) составляют более 800 тыс. человек из 8-миллионного населения Израиля. Хотя значительная их часть — безработные, получающие пособие от государства, долгое время ортодоксы были представлены в кнессете, к ним обращались за поддержкой различные партии, поэтому никто не решался урезать льготы «религиозников». Однако в новом кабинете, сформированном в 2013 году, впервые за последние 10 лет нет представителей харедим. Между тем партии «Ликуд» и «Наш дом Израиль» — партнеры коалиции премьер-министра Биньямина Нетаньяху — требуют от него проведения политики «разделения бремени» и привлечения ортодоксальных иудеев к участию в жизни государства.
— Столь мощная демонстрация говорит о росте напряжения в обществе, и я опасаюсь за единство нации, — говорит спикер кнессета Юлий Эдельштейн. — Закон должен заботиться о равенстве в обществе, а не доводить его до гражданской войны.
Между тем собравшиеся на улицах Иерусалима ортодоксы оказались настроены весьма агрессивно. Они несли плакаты с изображением членов правительства в нацистской форме, а это в Израиле — очень серьезное оскорбление.
Правительство не собирается пока идти на уступки. Как заявил министр общественной безопасности Израиля Ицхак Ахаронович, закон о призыве харедим в армию очень важен и должен быть принят.
Сами ортодоксы еще в середине февраля категорически заявили, что не позволят забрать в армию тысячи студентов, обучающихся в религиозных иудейских учебных заведениях — иешивах. Их поддерживают и левые. Так, депутат в кнессете от сионистской социал-демократической партии «Мерец» Захава Гальон заявила тогда, что харедим не пойдут служить, поскольку Верховный суд не поддержит, по ее словам, закон об их призыве.
— Для ультраортодоксов до прихода Мессии израильского государства не существует, так что нынешний Израиль для них имеет такой же вес, как и любое другое государство, никакого понятия о долге у харедим нет, — пояснил доцент СПбГУ Александр Сотниченко. — В противовес им Израиль считает себя еврейским национальным государством и не хочет замечать разницы между различными религиозными воззрениями, полагая, что проходить воинскую службу должны все.
По его словам, проблема обострилась с ростом числа «религиозников» в последние годы. Ортодоксы получили значительные льготы при основании государства Израиль как больше всего пострадавшие от холокоста, поскольку не оказывали сопротивления. Но в 1948 году в стране проживало порядка лишь 4 тыс. таких семей и их своеобразный образ жизни не сказывался на функционировании государства.
Со своей стороны, харедим возражают, что доля «ешиботников», как называют в обиходе студентов иешив, всего 8–9%, тогда как от армии в Израиле под разными предлогами уклоняется порядка 40% молодежи, и неясно, почему такое внимание именно к харедим. Также, по словам известного авторитета ортодоксов, рава Ашера Кушнира, военные не раз признавались, что от харедим в армии нет особого прока, поскольку они слушаются не командира, а своего раввина. И, наконец, в армии царят «легкие отношения» между полами, которые недопустимы для религиозного иудея.