Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Путин выразил надежду на уровень инфляции в 7% в 2025 году
Авто
Госавтоинспекция объявила сплошные проверки водителей в выходные
Армия
Российские военные освободили населенный пункт Московка в Харьковской области
Мир
Путин указал на обещание Трампа о безопасности российских сотрудников АЭС «Бушер»
Политика
Небензя призвал Украину принять меморандум о мирном урегулировании
Мир
СМИ сообщили о протестах из-за размещения военных баз США в Дании
Мир
Принц Бахрейна заявил о положительном влиянии экономической политики России на мир
Происшествия
В ДНР погиб начальник Енакиевского управления «Воды Донбасса» из-за атаки ВСУ
Мир
Вагенкнехт призвала Мерца позвонить Путину и посетить Москву
Общество
Путин заявил о создании национальной цифровой транспортно-логистической платформы
Мир
Глава МИД Ирана анонсировал свою возможную встречу с Путиным на следующей неделе
Мир
Путин назвал дипломатические отношения Китая и РФ фактором стабильности в мире
Общество
Суд продлил домашний арест блогерам Чекалиным до 26 июля
Мир
Трамп заявил о нежелании призывать Израиль к остановке ударов по Ирану
Происшествия
На Эльбрусе во время восхождения погиб альпинист
Мир
Глава минобороны Италии поставил под сомнение смысл существования НАТО
Экономика
Власти хотят поднять выплату на погашение ипотеки многодетным до 900 тыс.

Джон Ноймайер рассказал о духовности, танце и Шнитке

Поклонники встретились со знаменитым хореографом в Бахрушинском музее
72
Джон Ноймайер рассказал о духовности, танце и Шнитке
Джон Ноймайер. Фото: abendblatt.de
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Театральном музее имени Бахрушина глава Гамбургского балета Джон Ноймайер встретился со зрителями. Желающих пообщаться с хореографом оказалось так много, что занятым оказался не только лекторий музея, но и коридор. 

Ноймайер приехал в Москву для финальных репетиций балета «Дама с камелиями», премьера которого намечена в Большом театре на 20 марта. Однако разговор начался отнюдь не с «Дамы». 

Прежде всего хореограф рассказал, отчего он так любит ставить балеты на литературные сюжеты.

— Я не могу говорить абстрактно, для меня всегда важно рассказывать какую-либо историю. И если меня действительно трогает произведение, то нужно найти концепцию, способ, как переложить эту мощную идею на язык балета. Ведь в итоге, когда заходишь в зал, чтобы начать ставить, ты совершенно один, под рукой нет книги. Я верю, что литература может быть переведена в танец, только став частью человека, который этот танец ставит, — заявил маэстро. 

По его словам, из всех литературных жанров ближе всего танцу поэзия. Не случайно первым балетом Ноймайера стала «Небесная гончая» по стихотворению Фрэнсиса Томпсона. 

— Бог там описывается как гончая собака, которая ищет нас. Мы можем пытаться спрятаться, но она все равно нас найдет. Поэзию, как и танец, мы понимаем не конкретно, видим образы и их комбинации, они заставляют нас посмотреть на себя и мир иначе, —углубился хореограф в философию танца. — Меня тронула эта поэма, и мне нужно было найти визуальное воплощение ее образов через человеческое тело. То есть что-то, не совпадающее в конкретных деталях, но в совокупности приводящее к тому же эффекту.

Ноймайер много говорил и о принесших ему широкую известность балетах на сакральные темы — «Страстях по Матфею» и «Легенде об Иосифе». В качестве иллюстрации организаторы подготовили фрагменты из них, в том числе сцену восхождения на Голгофу с маэстро в главной роли. 

— Когда я поставил на эту тему балет, был скандал, — вспомнил хореограф. — Но мне было не страшно представить духовные идеи сквозь призму танца. Я верю, танец — великое искусство и может отражать самые разные аспекты человеческой жизни: интеллект, чувственность, сексуальность, духовность. Я не ставил перед собой задачи быть миссионером, но в чем-то этот балет стал символом моей собственной веры, моих отношений с Богом и христианскими идеями. Пожалуй, если бы меня спросили, какую работу я считаю самой важной в своей жизни, я мог бы отметить именно «Страсти по Матфею» на музыку Баха. 

Наибольший интерес у зрителей вызвала, конечно, «Дама с камелиями». Как рассказал хореограф, история этой постановки напрямую связана с Джоном Крэнко и его вдовой, балериной Марсией Хайде. Через несколько лет после смерти Крэнко она встала во главе Штутгартского балета и попросила Ноймайера каждый год ставить для ее труппы новый спектакль.

Первым делом Ноймайер подумал об «Антонии и Клеопатре» по мотивам Шекспира. Долгое время не мог определиться с музыкой, пока однажды вечером не встретился в ресторане с Марсией, безумно уставшей после репетиции, и понял: она должна обязательно станцевать Маргариту Готье. 

— Это был момент, когда я осознал, что именно эту работу должен делать сейчас, — признался хореограф. — Сперва я думал, что в качестве музыкальной основы возьму оперу Верди «Травиата», у меня был хороший дирижер, который мог переложить оперу для балета. Но через какое-то время Верди показался мне вторичным. Времени оставалось мало, а музыки всё не было. И в момент отчаяния я спросил моего друга, пианиста: «Какую музыку ты хотел бы услышать в «Даме с камелиями»?» И он ответил: «Шопена. Или Берлиоза. Или и ту, и другую».

По словам Ноймайера, в отличие от романа Дюма-сына и оперы Верди, действие в балете развивается «от конца». Спектакль начинается со сцены аукциона, где распродают имущество Маргариты. Торги становятся отправной точкой для воспоминаний Армана. Хореограф ввел в спектакль и новых персонажей: Манон Леско и кавалера де Грие — Маргарита так или иначе сравнивает себя с Манон. Добавлена в сюжет и сцена «балета в балете»: именно повесть о Манон смотрят Маргарита с Арманом во время свидания в театре. 

— Если вы хотите рассказать какую-то сложную историю в балете, это тяжело. Танец может говорить только в настоящем времени, — приоткрыл маэстро таинства балетной кухни. — Нет таких движений, пауз или жестов, которые могли бы сказать: это было вчера или это будет завтра. Именно поэтому важно показать аспекты отношений Маргариты и Армана через вторую пару. 

Рассказал маэстро и про опыт работы с Альфредом Шнитке: к выбору музыки хореограф всегда относился щепетильно. Произведения выдающегося русского композитора он знал и любил, а подбирая музыку к «Трамваю «Желание», и вовсе переслушал всё написанное им. Тогда хореографу и пришла идея заказать Шнитке музыку к балету «Пер Гюнт» — как отметил хореограф, музыка Грига не устраивала его «прямыми посылами в XIX век». 

— Мой Пер Гюнт — очень современный, и музыка должна быть такая же, — отметил маэстро. — Шнитке успел написать первую часть до того, как впал в кому из-за инсульта. Когда он немного оправился, работа возобновилась. Для сцены возвращения Пер Гюнта к Сольвейг я попросил «бесконечное» адажио, Альфред спросил меня: «Сколько времени оно должно длится?» Я ответил: «Это ты должен мне сказать». И он написал адажио на 25 минут. Музыка — это самое важное, потому что музыка — мой партнер. 

К радости поклонников Шнитке, хореограф сообщил, что планирует возобновить «Пер Гюнта» в Гамбурге в конце следующего сезона. По его словам, он собирается пересмотреть постановку «с высоты нового опыта». Так что это будет не только возобновление, но и премьера. 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности