Сенаторы просят правительство спасти Музей Арктики

Сенаторы всерьез озабочены судьбой Музея Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге, от руководства которого представители единоверческого прихода Никольского храма РПЦ и Росимущества требуют освободить помещение, занимаемое музеем сегодня. По данным «Известий», в конце прошлой недели из Совета Федерации на имя премьера с разницей в один день ушли сразу два письма членов верхней палаты с предложениями о судьбе музея.
Впервые единоверцы подняли вопрос о выселении музея еще в 1991 году, однако в судебных разбирательствах хранителям истории открытия Арктики тогда удалось отбиться. 30 ноября 2010 года на тот момент президент Дмитрий Медведев подписал закон о передаче религиозным организациям имущества религиозного значения, и единоверцы попробовали отбить здание во второй раз. В 2012 году они подали заявку в Росимущество, чтобы вернуть себе здание в безвозмездное пользование, и в ведомстве посчитали возможным такое решение принять. Музею было предложено переехать в конференц-зал Арктического и Антарктического научно-исследовательского института, что не устроило ни музей, ни НИИ. В начале февраля 2014 года Росимущество потребовало от руководства музея освободить помещение и передать его старообрядцам.
Сенаторы — исследователь Заполярья Артур Чилингаров (представляет в СФ Тульскую область), Вадим Тюльпанов (Санкт-Петербург) и делегированный от Архангельской области Константин Добрынин настаивают: пока музею не будет выделена необходимая площадь, выгонять его с насиженного места нельзя.
В феврале судьбу музея уже обсуждали в Москве. Тогда при участии представителей Минприроды, Минкультуры, Росимущества, Российского географического общества и директора музея условились о том, что вопрос переезда — дело ближайших 4–5 лет, раньше коллекции никто трогать не будет.
Но в выборе места для нового дома экспозиции сенаторы к единому мнению не пришли.
Константин Добрынин в своем обращении на имя премьера Дмитрия Медведева (копия письма есть у «Известий») просит поддержать его предложение о переводе музея в Архангельск, который еще называют «воротами в Арктику». Это не только спасет музей, но и придаст импульс в развитии региона.
— Арктика — это та потенциальная точка роста, которая может стать реальным центром экономического развития Поморья. А новый Музей Арктики может и должен стать правильным символом этого будущего нашей области, — говорится в тексте обращения. — Я уже обсудил сложившуюся ситуацию с губернатором области Игорем Орловым. Он всецело поддержал переезд.
Сейчас в городе уже есть Музей художественного освоения Арктики им. А. Борисова, что позволяет создать на его основе единый крупный культурный объект, посвященный освоению Заполярья. При этом — в отличие от новой стройки в центре Петербурга — денег для выполнения всех работ в Архангельске понадобится существенно меньше, уверен Добрынин.
Чилингаров и Тюльпанов, которые выступили за строительство нового здания для музея в центре Петербурга (в СМИ называлась сумма в 2,5 млрд рублей. — «Известия»), к инициативе своего коллеги отнеслись скептически. В Петербурге он был создан, там ему и нужно оставаться, к тому же он пользуется любовью горожан, считают они. При этом они не возражают, если Добрынин станет инициатором появления в Архангельске филиала музея.
— То, что Архангельск сейчас предлагает свою помощь, — это очень хорошо. Но хотелось бы, конечно, чтобы музей остался в Санкт-Петербурге, потому что это исторический город. Мы с Тюльпановым написали письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву и ждем реакции, — сказал «Известиям» Артур Чилингаров.
— Хотелось бы, чтобы данный музей остался в Санкт-Петербурге, он более 70 лет существовал и был зарожден в этом городе. Все-таки Санкт-Петербург — это 5-миллионный город, сюда приезжает огромное количество туристов, и здесь как можно больше людей смогут посмотреть экспонаты, — заявил Вадим Тюльпанов.
Полярник, директор Музея Арктики и Антарктики Виктор Боярский в разговоре с «Известиями» выразил мнение, что власти пересмотрят решение Росимущества о передаче здания. Уверенность ему придает тот факт, что «единоверческий приход просто не в состоянии содержать здание», которое, кстати, входит в список объектов культурного наследия. Если музей все же выселят, Боярский хотел бы перевезти музей в здание Адмиралтейских верфей, где он предлагает создать Центр полярной и морской славы.
— Никаких Архангельсков, — резюмировал Боярский. Уезжать из Санкт-Петербурга, по крайней мере пока, он не намерен.
Глава комитета Госдумы по культуре Станислав Говорухин считает, что в условиях возрождения Северного морского пути и новой активизации в Арктике любое решение не должно приниматься во вред Музею Арктики.
— Сегодня все наши помыслы и надежды связаны с Арктикой и Антарктикой и с освоением арктического шельфа. Работа музея не должна прекращаться ни на мгновение, — уверен Говорухин.
В пресс-службе правительства «Известиям» сообщили, что после поступления обоих обращений из СФ в аппарат Белого дома предложения будут проработаны совместно с Минкультуры, затем о ситуации доложат Дмитрию Медведеву. Только после этого он будет принимать решение.
Российский государственный музей Арктики и Антарктики был основан в 1930 году и с 1932 года квартирует в здании бывшей единоверческой Никольской церкви, которую закрыли в 1931 году. Его начали возводить еще при императоре Павле I, а закончили в годы правления Николая I (работы велись с 1820 по 1838 год). В музее представлены экспозиции и проводятся экскурсии, посвященные природе Северного морского пути. Экспозиция включает личные фонды исследователей, снаряжение экспедиций, уникальные приборы, макеты кораблей, диорамы. Среди экспонатов — ледовый самолет-разведчик Ш-2, штурвал и модель ледокола «Таймыр», спасательный круг с парохода «Челюскин», модель русского первого ледокола «Ермак».