Продажи автомобилей с «автоматом» выросли до 45,8%
По «автоматам» Россия всё дальше уходит от экономной Европы в сторону США — у нас с каждым годом всё чаще покупают машины именно с автоматическими коробками. Помимо стабильного спроса на «автоматы» в сегменте седанов представительского и бизнес-класса, очевидна «двухпедальная» тенденция среди покупателей машин С-класса, минивэнов и даже пикапов.
— В 2013 году доля автомобилей с автоматической трансмиссией в общих продажах на российском рынке составила 45,8%. В 2012 году «автоматы» занимали 42,4% общих продаж. При этом сам рынок в 2013-м сократился до 2,55 млн с 2,71 млн в 2012 году, — сообщили «Известиям» в аналитическом агентстве «Автостат».
По данным «Автостата», ряд марок продаются в Россию только с «автоматами» — это Lexus, Porsche, Jaguar, Infiniti, Smart, Maserati, Luxgen, Chrysler, Dodge.
— В Европе ранее был в продаже дизельный IS предыдущего поколения c механической коробкой передач, однако с началом продаж нового поколения дизельный мотор более не предлагается. В России Lexus не продает автомобилей с механической коробкой передач, так как, во-первых, на них нет спроса, а во-вторых, кредо Lexus — комфорт, а «механика» и комфорт — вещи не совсем совместимые. Для тех же, кому важен функционал ручного переключения, на более высоких классом моделях Lexus предлагается автоматическая коробка передач с возможностью ручного переключения, — пояснили ситуацию в российском представительстве Lexus.
Автомобили представительского и бизнес-класса — однозначные лидеры по «автоматам». В последних поколениях в этих сегментах практически не предлагают МКП. Кто купит Mercedes-Benz S-Class «на ручке»?
Самые популярные машины с «автоматом» в этом классе занимают и первые места по продажам в целом по сегменту.
Согласно данным «Автостата», Mercedes-Benz S-Class в 2013 году занял 26,8% «автоматов» сегмента F (в 2012 году было 29,1%). На втором месте BMW 7-Series — 21,2% (23,7% в 2012 году). Больше всех из лидеров потеряла Audi A8 — 15,1% против 24,5% в 2012 году.
— Вероятно, снижение доли «немцев» в представительском сегменте связано с выходом новых корейских седанов. Например, в марте 2013 года начались продажи Kia Quoris, который показал очень неплохие результаты и, видимо, оттянул на себя часть продаж, в частности, с автоматическими коробками, — объясняют эксперты.
В бизнес-классе большую часть рынка занимают те же Mercedes-Benz с моделью E-Class (доля выросла в 2013 году с 26,5 до 27,9%) и BMW 5-Series (рост с 24,4 до 26,2%), а вот третье место у японского Lexus ES, который смог в 2013 году увеличить свою долю с 3,3 до 8,8%.
В классе среднеразмерных моделей также большинство автомобилей продается с автоматической коробкой передач, хотя в 2013 году их доля незначительно сократилась по сравнению с 2012-м — с 81,5 до 80,7%. Здесь с большим отрывом и долей в сегменте в размере 33,3%, увеличившейся с 30,3%, лидирует Toyota Camry. Это и не удивительно, ведь Camry остается самой продаваемой моделью в классе D, несмотря на то что ее продажи в 2013 году упали на 5%.
— Снижение спроса на «автомат» среди автомобилей класса D лично я могу объяснить коммерциализацией авто данного класса: такие машины стали чаще приобретаться в автопарки и для частных водителей, так что на комфортности коробки можно сэкономить, а желающие самостоятельно ездить за рулем премиальных авто всё же предпочитают Е-класc, — пояснил «Известиям» представитель компании «АвтоСпецЦентр» Алексей Гуляев.
Растет спрос и на купе и кабриолеты с двумя педалями — если в 2012 году «автоматическими» были 88,2% машин этого класса, то в 2013-м только 6,8% купе и кабриолетов купили с «механикой».
С дорогими автомобилями с мощными моторами и продвинутыми автоматическими трансмиссиями всё ясно. Однако спрос на «автоматы» растет и в малых классах. Это не только свидетельствует о стремлении российских автовладельцев к комфорту в пробках, но и связано с расширением предложения в сегменте. Наконец «автоматы» появились и на российских автомобилях, которые за счет доступной цены по-прежнему удерживают лидерство по общим продажам в РФ.
В самом популярном в России классе В доля машин с автоматическими коробками в 2013 году выросла по сравнению с предыдущим годом с 16,9 до 23%. У лидеров сегмента Hyundai Solaris и Kia Rio доля сократилась, а вот «автомат» на Lada Granta, которая остается самой продаваемой моделью в России, захватывает всё больше — сейчас эта модель занимает 13,9% В-класса по сравнению с 3,2% в 2012 году.
— Заметное увеличение доли Lada Granta с «автоматом» в общих продажах таких машин вызвано тем, что автоматическая коробка передач (АКП) на самой дешевой вазовской модели появилась только в середине 2012 года. Само собой, за 2013 год продажи существенно выросли: машина недорогая и самая продаваемая в России, «автомат» хоть и старый, но очень достойный, — объясняют эксперты.
— Снижение цен и постоянный выпуск новых доступных моделей машин класса B как раз объясняют рост их популярности среди женщин и начинающих водителей, которые отдают предпочтение коробке-автомату, и объясняют положительную динамику продаж автомобилей с АКП среди данного класса, — считает Алексей Гуляев.
Рост в классе С тоже происходит в немалой степени за счет повышенного спроса на «автоматы» среди покупателей таких популярных моделей, как Ford Focus, Opel Astra и Chevrolet Cruze. Доля таких машин увеличилась в 2013 году на 3,5%, до 50,9%.
В категории кроссоверов множество автомобилей на любой вкус — от недорогих моноприводных малышей «на ручке» до крупных автомобилей с полным приводом, автоматической трансмиссией и системами помощи при движении по бездорожью. И множество вариаций силовых агрегатов. Тем не менее большинство покупателей кроссоверов предпочитают две педали — 61,6% в 2013 году.
Владельцы минивэнов и даже пикапов всё чаще выбирают машину с «автоматом» — среди MPV доля выросла на 6,2%, до 59,5%, среди пикапов — на 4,8%, до 27,1%.
Любопытно, что в классе компактных городских автомобилей с «автоматами», которые общественное мнение чаще всего представляет в пробках, спрос на АКП, наоборот, снизился — с 25,4% в 2012 году до 24,3% в 2013 году.
Об интересе к механическими коробкам в А-классе говорят и в российском представительстве Smart — марки компактных городских автомобилей, которые в настоящее время доступны только с двумя педалями. Производители стараются следовать вкусам потребителей.
— Со дня запуска производства в конце 1990-х годов модель Smart Fortwo поставляется исключительно с автоматизированной механической коробкой передач. Модели Fortwo City Coupe — двухместное городское купе, этот автомобиль в первую очередь создан для мегаполиса. Городское движение в стиле «газ — тормоз» и сложная ситуация с парковкой подтверждают, что компактный автомобиль с АКП является наиболее подходящим и успешным решением. Но наши новые модели будут оснащаться коробкой передач с двойным сцеплением или классической МКП, — рассказал «Известиям» начальник отдела продаж автомобилей Smart Александр Эльзас.
— Изначально автомобили А-класса пользовались популярностью у женщин — за счет своих компактных размеров. Начинающие водители и молодежь выбирали их скорее из экономических соображений. Среди данных потребителей коробка автомат была востребована в связи с удобством эксплуатации. Сейчас на рынке появляется всё больше недорогих хетчбэков класса В. Из-за образовавшейся конкуренции А-класс теряет свою ценовую привлекательность, основным преимуществом данных авто остается размер. В черте города проще найти парковочное место, например для KIA Picanto или Citroen C1, чем для Hyundai Solaris или KIA Rio. Вторым преимуществом является стоимость обслуживания и расход топлива. Эти факторы привели к росту использования автомобилей А-класса в коммерческих целях: службы доставки, курьерские службы и прочие. Владельцы компаний, приобретающих машины, понимают, что срок их эксплуатации невелик и составит 2–3 года — автопарк необходимо постоянно обновлять. — объясняет Алексей Гуляев. — Покупая автомобиль не для себя, они стараются сэкономить на всем, на чем только можно: на коробке, комплектации, дополнительном оборудовании, не скупятся только на страховку.