Новости, деловые новости - Известия
Четверг,
29 сентября
2016 года

Пропавшие у судостроителей 14 млрд рублей будут искать прокуроры

Ревизоры Объединенной судостроительной корпорации направили в Генпрокуратуру материалы о том, что Амурский судостроительный завод так и не дождался выделенной для него финансовой помощи

Фото: amurshipyard.ru

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) направила в Генпрокуратуру материалы проверки расходования 14,2 млрд рублей, выделенных в 2009–2012 годах по распоряжению премьер-министра России для финансового оздоровления ОАО «Амурский судостроительный завод» (АСЗ). По данным ревизии, тогдашнее руководство корпорации во главе с Романом Троценко использовало эти деньги нецелевым образом: расплатилось по кредитам ОСК, вывело на депозиты, заключало невыгодные для АСЗ сделки. Проверяющие также обращают внимание прокуроров на то, что, несмотря на распоряжение премьер-министра о помощи в 2011 году, Троценко инициировал процедуру банкротства завода, из-за чего АСЗ до сих пор не может полноценно исполнять гособоронзаказ. 

Речь идет о проверке департаментом финансового контроля ОСК «хода реализации планов финансового оздоровления ОАО «АСЗ» за период с 2009 по 2013 год». Еще в 2009 году Владимир Путин, будучи премьер-министром, дал распоряжение руководству ОСК утвердить план финансового оздоровления АСЗ. На санацию из бюджета выделили 14,2 млрд рублей. Однако, как выяснили проверяющие, тогдашнее руководство корпорации фактически игнорировало распоряжение премьера.  

«Общим собранием акционеров и советом директоров ОАО «АСЗ» в период с 1 января 2009 года по 1 июля 2013 года решения, относящиеся к вопросам финансового оздоровления, не принимались. Утвержденный план финансового оздоровления в ОАО «АСЗ» не поступал. План оздоровления ОАО «АСЗ» не согласован и не утвержден», — говорится в отчете. 

В этот период четверо из шести членов совета директоров АСЗ были представителями самой ОСК. Это тогдашний президент корпорации Роман Троценко, который одновременно возглавлял Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (ДЦСС), начальник юрдепартамента корпорации Илья Новосельский (сейчас находится под следствием), глава управления госзаказа Анатолий Шлемов, руководитель департамента гражданского судостроения корпорации Дмитрий Сапов. Фактически в таком составе совет директоров принимал большинство ключевых решений, связанных с АСЗ. 

Во время ревизии выяснилось, что выделенные на поддержку амурского завода деньги были растранжирены. 

«В проверяемый период из федерального бюджета через ОАО «ОСК» выделялись средства на финансовое оздоровление ОАО «АСЗ» в сумме 14,2 млрд рублей, которые на предприятие не поступали и использовались ОАО «ОСК» на погашение кредита, полученного от Сбербанка по договору об открытии невозобновляемой кредитной линии от 17 декабря 2009 года», — говорится в отчете департамента финансового контроля. Этот договор был подписан Романом Троценко. 

В 2009 году по решению Путина для АСЗ было выделено еще около 2 млрд рублей. Но, по данным проверяющих, до завода они также не дошли. «Средства безвозмездной помощи из федерального бюджета в сумме 1,9 млрд рублей на завершение работ по заказу № 518 по указанию президента ОСК Троценко в полном объеме трансформировались в кредиторскую задолженность ОАО «АСЗ» перед ОАО «ОСК», — говорится в отчете. 

— Не лучше обстояла ситуация и со средствами Минобороны, которые были перечислены АСЗ в рамках контрактов по гособоронзаказу. Это еще около 7,6 млрд рублей, — рассказал «Известиям» источник в ОСК.

По данным аудиторов, из них только 1,2 млрд рублей были использованы по назначению. Так, 1 млрд рублей осел в банках на депозитах, а большая часть оборонных денег пошла на проекты ДЦСС, которым вплоть до середины 2011 года руководил Троценко. Так, предприятие заключило с АСЗ контракт на строительство судов снабжения, однако перечислило амурскому заводу только 3 млн рублей. В то время как АСЗ сам потратил на проект более 1,2 млрд рублей. «Работы по судам снабжения на сумму 1,2 млрд рублей могли быть выполнены только за счет авансов Минобороны», — заключили ревизоры. По их подсчетам, «не менее 4,1 млрд рублей средств гособоронзаказа было отвлечено на цели, не связанные с его выполнением». 

Все это довело АСЗ до крайности. «Руководством ОСК выбрана схема реструктуризации задолженности ОАО «АСЗ», при которой кредиторская задолженность завода, несмотря на выделенные государством 14,2 млрд рублей, не только не снизилась, но и возросла на 3,6 млрд рублей», — отмечают аудиторы. 

По данным проверяющих, при Троценко бухгалтерский учет АСЗ, наоборот, показывал, что предприятие начало приносить прибыль, а валюта баланса постоянно увеличивалась. Однако оказалось, что подобная успешность завода существовала только на бумаге. «Повышение стоимости активов в основном носит искусственный характер и связано с переоценкой основных средств с целью проведения дополнительной эмиссии при положительной стоимости чистых активов», — установили специалисты финконтроля ОСК. 

Несмотря на прямое распоряжение Владимира Путина о помощи заводу, в октябре 2011 года президент ОСК Роман Троценко инициировал процедуру банкротства предприятия. Для этого он направил письмо гендиректору ОАО «СПМБМ «Малахит» (входит в ОСК), в котором распорядился «обратиться в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании ОАО «АСЗ» несостоятельным (банкротом)». Поводом для этого послужил долг АСЗ перед «Малахитом» в 16,5 млн рублей, по которому стороны давно договорились миром. «Малахит» исполнил поручение вышестоящего руководства, и суд ввел в АСЗ временное управление. 

Сам Троценко отвергает все претензии со стороны ОСК в свой адрес.

- Все решения в отношении расходования средств для АСЗ, принимались на основании директив правительства России и оформлялись решением совета директоров, - пояснил "Известиям" бывший глава ОСК Роман Троценко. - Последние финансовые транши были запланированы на 2013-2014 годы, поэтому процедура санации завода должна завершиться только к концу этого года. 

Представители АСЗ не смогли оперативно ответить на вопросы "Известий".  

Амурский судостроительный завод по заказу Минобороны сейчас строит два корвета проекта 20380 («Совершенный» и «Громкий»), а также ремонтирует и модернизирует дизель-электрическую подлодку проекта 877 класса «Варшавянка». Общая сумма этих контрактов составляет 30 млрд рублей. Несколько недель назад глава Минобороны Сергей Шойгу устроил разнос за организацию работ на АСЗ по ремонту существующих кораблей и затянутые сроки строительства новых.

Известия // среда, 26 марта 2014 года

Пропавшие у судостроителей 14 млрд рублей будут искать прокуроры

Пропавшие у судостроителей 14 млрд рублей будут искать прокурорыРевизоры Объединенной судостроительной корпорации направили в Генпрокуратуру материалы о том, что Амурский судостроительный завод так и не дождался выделенной для него финансовой помощи

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров



реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке