Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин заявил об успешном развитии сотрудничества России и Китая в медиасфере
Происшествия
Средства ПВО отразили попытку еще пяти БПЛА атаковать Москву
Мир
Белоусов заявил о плане РФ и Абхазии сформировать общее пространство обороны
Мир
Захарова назвала отказ прибалтийских стран в пролетe спецборта Вучича вопиющим
Мир
СМИ сообщили об истощении запасов техники на складах НАТО из-за помощи Украине
Мир
Президент Эфиопии примет участие в параде Победы в Москве 9 мая
Общество
«Аэрофлот» предупредил об отмене или объединении ряда рейсов
Общество
Ко Дню Победы в Курске появится мурал с изображением георгиевской ленты
Мир
Путин назвал укрепление связей с Африкой одним из приоритетов внешней политики РФ
Мир
Американский режиссер Стоун заявил о своем желании посетить парад Победы в Москве
Экономика
Нефтегазовые доходы РФ составили более 1,085 трлн рублей
Мир
США просили Украину принимать депортированных из страны мигрантов
Общество
Перед отправкой «Поезда Победы» на вокзале Курска прошел торжественный митинг
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Липовое в ДНР
Происшествия
Силы ПВО уничтожили еще два летевших на Москву БПЛА
Происшествия
Губернатор Авдеев сообщил о падении БПЛА во Владимирской области
Мир
Фицо обвинил Эстонию в попытке сорвать его визит в Москву

В ожидании денег

Столичная недвижимость нуждается в девелоперах
0
В ожидании денег
Фото: PhotoXPress.ru
Выделить главное
Вкл
Выкл

Как уверяют эксперты, одним из самых востребованных направлений инвестиций в Москве в 2014 году останется вложение в строительство торговых центров и гостиниц. Поле для деятельности здесь по-прежнему впечатляющее. По количеству подобных объектов Москва настолько проигрывает развитым европейским городам, что даже при самых оптимистичных подсчетах наверстывать отставание придется 5–7 лет.

По данным компании «МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость», обеспеченность населения Москвы торговыми площадями в настоящее время находится на уровне 330–340 кв. м на тысячу жителей. И по сравнению с мировыми европейскими столицами это низкий показатель. В Париже, например, на тысячу жителей приходится около 630 кв. м качественных торговых центров (ТЦ), в Варшаве — более 700 кв. м. При этом идеальным «достижением» является 1 тыс. кв. м на тысячу жителей.

ТЦ районного масштаба

По словам директора этой компании Елены Мишиной, с точки зрения рынка насыщение наступает, когда спрос со стороны ритейлеров полностью удовлетворяется предложением торговых площадей. Необходимо также учитывать покупательную способность населения и размер туристического потока. В той же Варшаве или Париже туристов намного больше, чем в Москве. «Так что насыщенность торговыми площадями в Москве наступит ранее, при 600–700 квадратных метрах на тысячу жителей», — полагает эксперт.

Тем не менее многие районы столицы не дотягивают даже до показателя, вдвое меньшего озвученных. Поскольку строительство ТЦ в центре Москвы ограниченно, инвесторам приходится присматриваться к окраинам. Как сообщили «Известиям» в компании Wellhome, наибольшей обеспеченностью торговыми площадями сейчас характеризуется север мегаполиса — за счет нескольких внушительных гипермаркетов: в том числе «Метрополиса» и «Ашана». Хуже всего дела обстоят в Восточном административном округе — окраины не всегда интересны девелоперам, в первую очередь за счет низких арендных ставок. К примеру, от Садового кольца до ТТК средняя ставка аренды ТЦ составляет $600–2500 за квадратный метр, а цена продажи — $4000–6000 за квадрат. В спальный районах (от ТТК до МКАД) аналогичные показатели оцениваются в $500–1100 и $2000–3000 за квадратный метр соответственно.

Что же касается небольших торговых центров, то с ними в столице вообще беда. «В целом по Москве здесь занято не более 10% рынка, 90% еще только предстоит освоить», — признался Армен Бархударян, эксперт компании Wellhome.

По подсчетам экспертов, в различных районах столицы можно открыть порядка 90 мелких торговых центров площадью 5–10 тыс. кв. м. При этом особых усилий столичных властей по привлечению инвесторов в данный сектор рынка особо не наблюдается, по большей части процесс пущен на самотек. Так что хотя инвестиции в отрасль и стекаются, но далеко не такими темпами, как того хотелось бы столичным жителям.

По словам Елены Мишиной, в 2013 году было введено более 400 тыс. кв. м торговой недвижимости (арендуемая площадь), что почти в два раза выше показателей 2012 года. Общая сумма инвестиций составила около $2,85 млрд. Правда, такой рост площадей состоялся в основном за счет подмосковных объектов, объем ввода которых превысил 200 тыс. кв. м (арендуемая площадь). Если же рассматривать только Москву, то здесь по отношению к 2012 году вообще наблюдался спад. Впрочем, прогнозы на будущее у эксперта все-таки оптимистичны. «Показатель ввода торговых площадей в 2014 году может превысить показатель 2013 года более чем в два раза — девелоперы анонсируют проекты на один миллион квадратных метров. Однако, учитывая тенденции предыдущих лет, данный показатель скорее всего будет ниже за счет переноса сроков ввода объектов», — считает Елена Мишина.

Гостиница для москвича

Немногим лучше обстоит дело в столице с вливаниями девелоперов в гостиничный бизнес. В 2014 году мировой объем инвестиций в гостиничную недвижимость может достигнуть $50 млрд. На этом фоне ожидаемые капиталовложения в российские отели очень скромны и, по данным столичного комитета по туризму и гостиничному хозяйству, составят примерно $300 млн. Эксперты подобный дисбаланс объясняют незамысловато: мол, зарубежные инвесторы готовы вкладывать деньги, но достаточного количества качественных объектов в России не находят. Инвестиции в гостиничный рынок России более интересны для локальных игроков, которые понимают модель его работы. В нашей стране, считается, мало прозрачных сделок, отели преимущественно продают за закрытыми дверями или на аукционах.

Как результат — по состоянию на начало 2014 года показатель обеспеченности Москвы качественным номерным фондом по сравнению с другими европейскими столицами выглядит удручающее: около 2,6 номера на тысячу жителей. В финансовых и деловых центрах Европы, таких как Лондон, Париж, Берлин, обеспеченность составляет 8–12 гостиничных номеров на тысячу жителей.

Как отметила Яна Кузина, директор департамента консалтинга и оценки компании S. A. Ricci, по их данным, на начало 2014 года в Москве насчитывалось 22 пятизвездочные гостиницы, 41 — четырехзвездочная и более 70 — трехзвездочных. «Столице не хватает гостиниц уровня две-три звезды. Особенно остро нехватка двух-трехзвездочных гостиниц ощущается в центральной части города. Гостиничный сегмент является не очень привлекательным для инвесторов из-за длительного срока окупаемости — в среднем от 7 до 10 лет», — призналась эксперт.

Средняя загрузка гостиниц в Москве составила по итогам 2013 года около 69%. В особенности высокий уровень заполняемости отмечается в сегментах midmarket и upper midmarket, где среднегодовая загрузка превышает 77% и 73% соответственно. «Этот факт свидетельствует, что в данных сегментах спрос все еще превышает предложение», — констатировала Яна Кузина. В 2013 году объем качественного номерного фонда составил 22,6 тыс. номеров, что на 7,5% больше, чем аналогичный показатель предыдущего периода. С начала 2013 года номерной фонд Москвы увеличился на 1578 номеров. Вместе с тем всего в 2014 году ожидается прирост в размере 3307 номеров, который обеспечат 14 гостиниц разного уровня.

Надо отметить, что общероссийский объем вложений в этом секторе в 2013 году в целом составил около $250 млн. Самой крупной сделкой стало приобретение Александром Клячиным, владеющим гостиничной сетью AZIMUT Hotels, московского отеля Renaissance Moscow Olympic (находится под управлением компании Marriott International). Сумма сделки оценивается в $170 млн. В Санкт-Петербурге компания «Норд» приобрела 100% акций компании «Гостиницы Алроса», владеющей несколькими гостиницами в различных городах России, в том числе расположенным в Санкт-Петербурге отелем «Введенский» (4 звезды) общей площадью 12, 8 тыс. кв. м (сделка оценивается примерно в $30–35 млн).

Значительная сумма инвестиций была привлечена на строительство гостиниц в Сочи, где в канун зимней Олимпиады было введено в строй целых 13 гостиниц (2900 номеров). «Исходя из текущего и будущего предложения на гостиничном рынке, следует ожидать увеличения качественного номерного фонда гостиниц и соответственно роста объема инвестиций в данный сегмент», — призналась Яна Кузина. Это связано с тем, что проекты, реализация которых была отложена во время кризиса 2009–2010 годов, стали реализовываться лишь в 2013–2014 годах. В качестве еще одного фактора, усилившего интерес инвесторов к гостиничному сегменту, можно рассматривать некоторое ослабление спроса на офисном рынке, который привел к пересмотру концепций офисных проектов в пользу гостиниц и апартаментов. Однако особым образом эксперты оговаривают: рост инвестиций в гостиничный сегмент в среднесрочной перспективе возможен лишь при условии стабильной макроэкономической ситуации.

Под контролем чиновников

И все же приходится признать — за инвестиции в гостиничный бизнес столичные власти борются давно и упорно. И даже гордятся результатом своих трудов. Так, в московском комитете по туризму и гостиничному хозяйству напомнили, что если в 2012 году затраты инвесторов в строительство гостиниц составляли около $90 млн, то в 2013-м — уже $224 млн. В 2014 году Москва вовсе пообещала выйти на показатель в $320–330 млн.
Глава столичного комитета по инвестиционным проектам и долевому строительству (Москомстройинвест) Константин Тимофеев, в свою очередь, подчеркнул, что для многих инвесторов заманчивой оказывается идея построить гостиницу в районах «старой Москвы». А вот на новые территории в большинстве своем они идти пока не готовы.

Для того чтобы повысить конкурентоспособность на рынке и сформировать сеть гостиниц для различных категорий туристов, в том числе и на период проведения массовых мероприятий, в столице была принята отраслевая схема размещения гостиниц. И идет постоянная работа по актуализации адресного перечня с участием префектур административных округов и функциональных отраслевых органов. При этом чиновники напоминают: новые гостиницы могут появляться не только на тех участках, которые определены отраслевой схемой, — инвестор имеет право возводить такие объекты и на своих территориях.

Новое — хорошо забытое старое

Полным ходом идет и переоборудование советских гостиниц, которые, по мнению многих экспертов, были неплохо сделаны, но все же требуют отдельных доработок — к примеру, достройки парковочного пространства или возведения новых этажей. Так, недавно были одобрены реконструкции гостиниц «Молодежная» на 250 мест — на Дмитровке, «Тифлис» на 100 мест — на Остоженке, «Пекин» на 1100 мест — на Маяковке. Более того, по «Пекину» город разрешил увеличение этажности и согласовал размещение парковки.

В ожидании денег

В рамках реализации программы по созданию парковочных мест в Москве чиновники согласились с развитием подземного пространства под гостиницей «Украина» для размещения там паркинга. При этом город планирует продолжать политику по продаже непрофильных активов, к которым относятся в том числе и старые гостиницы — другими словами, выступать гостиничным оператором Москва не намерена.

Большое поле для деятельности инвесторам будет предоставлено и в так называемой «новой Москве». Дело в том, что сейчас на присоединенных территориях столицы размещены лишь небольшие гостиницы, а также загородные клубы, клубы выходного дня, семейного отдыха, куда люди приезжают на выходные с детьми. Здесь можно хорошо провести время, отдохнуть, покататься на лошадях или сходить на рыбалку. Но вот приличных гостиниц на 300–400 номеров за редким исключением в этих районах нет.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности