50 оттенков черного

В российский прокат выходит продолжение культового боевика 2011 года «Рейд» — о мафиозных войнах в Джакарте, где все конфликты предпочитают разрешать через поединки в самобытном индонезийском стиле боевого искусства пенчак-силат. Во второй части предполагаемой трилогии героев становится больше, кровь льется чаще, а самое главное — появляется смысл.
Формально вторая часть стартует там, где в прошлый раз история оборвалась — джакартский спецназ, зачищая трущобную многоэтажку от головорезов и наркоторговцев, попадает в настоящую мясорубку: из всего отряда до новой серии доживает один молодой боец Рама (Ико Ювайс). Но передохнуть ему не удастся, мафия не дремлет и уже готовит планы мести. Чтобы обезопасить семью и вырваться из этого кошмара, Рама ныряет на самое дно болота — идет работать под прикрытием к главному мафиози города.
Тем, кто пропустил первую часть этого индонезийского феномена, наверстать упущенное желательно, но необязательно: режиссер Гарет Эванс учился у достойных учителей и режет свою киносагу на самодостаточные куски. В сиквеле география ада расширяется и захватывает весь город. Продажные полицейские, коррумпированные чиновники, мафиозные кланы рвут друг другу глотки за новые территории. Кажется, нормальные люди в Джакарте просто не живут и по улицам не ходят — все сплошь колоритные головорезы и мерзавцы.
Эванс с самого начала хотел экранизировать этот сюжет, но не смог найти нужного финансирования и снял малобюджетный первый «Рейд». Эффект превзошел все возможные ожидания — индонезийский экшн безвестного режиссера взорвал фестиваль в Торонто. Пока одни голливудские продюсеры договаривались о правах на ремейк, другие его на полных порах уже снимали — новый «Судья Дредд» копирует сюжет и даже целые сцены «Рейда». Наверное, пик признания: главный мастер блокбастеров Майкл Бэй обещает сделать боевые сцены в грядущих «Черепашках-ниндзя» в лучших «рейдовских» традициях.
Восторги признанных профессионалов неожиданны, но понятны. В «Рейде» есть то, что современный Голливуд давно утратил, — сумасшедшая витальность и энергия. Эванс в выверенных пропорциях сочетает брутальность и инфантильность, талантливо ставит и монтирует боевые сцены, чья хореография порой заставляет вспомнить китайское уся и Большой театр одновременно. В «Рейде-2» всё то же самое. Плюс другие масштабы, плюс несомненные амбиции.
Первая часть напоминала экранизацию компьютерной игры beat 'em up. Во второй, немного потеряв в адреналине и общем драйве, режиссер на полную катушку играет в Мартина Скорсезе пополам с гонконгскими триллерами о триадах. Лишь по недоразумению «Рейд-2» идет у нас в ограниченном прокате — широкая популярность в интернете первой части недвусмысленно подтверждает, что в идеале такое кино может увлечь как высоколобого синефила, так и условного фаната Жан-Клода Ван Дамма.
Конечно, до Мартина Скорсезе и Джонни То фильму пока далеко. Главная звезда «Рейда» Ико Ювайс, мастер пенчак-силат и бывший курьер в телефонной компании, очень старается: хмурит брови и гневно надувает щеки. Не все линии эпоса крепко сшиты, местами действие провисает, иногда становится смешно там, где предполагается сочувственно внимать.
Но всё поправимо. Как говорится, всему свое время, а список достижений уже впечатляет. Семь лет прошло, как Гарет Эванс, коренной валлиец, живет и работает в Индонезии, а его искренний интерес к чужой, экзотической культуре не ослабевает и творит чудеса. А что это, как не чудо, — вдохнуть жизнь в мертвый жанр о том, что настоящие мужчины вербально общаться не в состоянии: нет таких слов, но есть руки. И ноги.