Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Сенат США одобрил назначение Кэша Пателя на пост главы ФБР
Мир
Лавров призвал партнеров по G20 бороться с неонацизмом
Общество
Мутация вируса птичьего гриппа обнаружена в Сахалинской области
Общество
На Украине заочно предъявили обвинения Дмитрию Певцову
Мир
Три автобуса взорвались в окрестностях Тель-Авива
Экономика
Налоговые переплаты умерших предложили возвращать их родственникам
Мир
Президент ЮАР заявил о продолжении сотрудничества с Россией
Мир
Маск предложил начать подготовку к сходу МКС с орбиты
Мир
Сийярто исключил намерение Венгрии поддерживать продление санкций против РФ
Спорт
Боксер Рой Джонс анонсировал визит в Марий Эл перед «Бойцовским клубом РЕН ТВ»
Экономика
Правительство РФ продлило разрешение на экспорт бензина с 1 марта до конца августа
Мир
Нетаньяху распорядился провести контртеррористическую операцию на Западном берегу
Спорт
«Спартак» одержал победу над «Торпедо» благодаря дебютному голу Солари
Общество
Доля микростудий в Москве выросла вопреки ограничениям
Мир
На Украине сообщили о падении рейтинга Зеленского до 15,9%
Экономика
АПК может потерять урожай в случае конфликта с поставщиками пестицидов
Экономика
Курс доллара впервые с сентября опустился ниже 90 рублей
Мир
Сенат США одобрил назначение Кэша Пателя на пост главы ФБР
Мир
Лавров призвал партнеров по G20 бороться с неонацизмом
Общество
Мутация вируса птичьего гриппа обнаружена в Сахалинской области
Общество
На Украине заочно предъявили обвинения Дмитрию Певцову
Мир
Три автобуса взорвались в окрестностях Тель-Авива
Экономика
Налоговые переплаты умерших предложили возвращать их родственникам
Мир
Президент ЮАР заявил о продолжении сотрудничества с Россией
Мир
Маск предложил начать подготовку к сходу МКС с орбиты
Мир
Сийярто исключил намерение Венгрии поддерживать продление санкций против РФ
Спорт
Боксер Рой Джонс анонсировал визит в Марий Эл перед «Бойцовским клубом РЕН ТВ»
Экономика
Правительство РФ продлило разрешение на экспорт бензина с 1 марта до конца августа
Мир
Нетаньяху распорядился провести контртеррористическую операцию на Западном берегу
Спорт
«Спартак» одержал победу над «Торпедо» благодаря дебютному голу Солари
Общество
Доля микростудий в Москве выросла вопреки ограничениям
Мир
На Украине сообщили о падении рейтинга Зеленского до 15,9%
Экономика
АПК может потерять урожай в случае конфликта с поставщиками пестицидов
Экономика
Курс доллара впервые с сентября опустился ниже 90 рублей

Роджер Баллен: «Слава никогда не влияла на мою работу. И не будет»

На Фотобиеннале-2014 в Манеже можно увидеть «Ловца кошек», «Гуся с одной рукой», «Пенсионера» и другие знаменитые снимки южноафриканского фотографа
64
Роджер Баллен: «Слава никогда не влияла на мою работу. И не будет»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Центральном выставочном зале «Манеж» открылась выставка «Страна теней. Фотографии Роджера Баллена 1982–2013 годов». Об особенностях работы «по ту сторону фотоаппарата» художник рассказал корреспонденту «Известий». 

— Есть ли здесь особенно значимые для вас работы? 

— Нет. Это всё равно, что задать вопрос матери, кого из детей она больше любит. Иногда она больше любит сына, иногда — дочь. Так что я не могу ничего выделить. Мы ведь меняемся каждый день, сегодня нравится одно, завтра — другое. И это нормально. 

— Но несколько самых известных работ здесь представлено. Например, «Портрет спящей девочки», «Ловец кошек», «Гусь с одной рукой». 

— Да. Ловца кошек, кстати, я вновь недавно встретил в Йоханнесбурге, около трех недель назад. И он вновь шел с огромным мешком, как всегда. Он ловит кошек, прячет их в сумку — иногда там помещается до 20 штук, а затем продает их на живодерню. Спящую девочку я снял еще в годы странствий: до 2000 года в моих работах преобладали портреты, этот практически стал родоначальником. А «Гусь» появился в 2004-м как предвестник сюрреализма.

Роджер Баллен: «Слава никогда не влияла на мою работу. И не будет»












— Сейчас вы всё больше снимаете птиц.

— У меня только что вышла новая книга Asylum of the Birds («Убежище птиц»), ее издали в Лондоне. А на выставке можно посмотреть видеоролик, который максимально ясно иллюстрирует то, как я снимаю. Это хороший бэкграунд.

— Судя по тому, что вы рассказываете о своих работах, вы человек суровый. 

— На самом деле я — перфекционист. Если я делаю фотографию, то она должна удовлетворять меня на 100%, и ошибки непозволительны. Прежде всего она должна быть максимально сильной по эмоциям и, конечно, уникальной в своем роде.

Роджер Баллен: «Слава никогда не влияла на мою работу. И не будет»

— Вы покинули США в 23 года и больше туда не вернулись.

— Я отправился искать месторождения руды, и путешествие затянулось на пять лет. Больше всего времени я провел в Южной Африке — как раз создал первую книгу с фотографиями. А в 1981 году получил степень доктора геологии и вернулся в ЮАР: это отличное место для занятий моей профессией. К тому же, там я женился. Это безумно интересная страна с не очень хорошей политической ситуацией. А домой в Штаты не вернулся, потому что всегда делал лишь то, что мне было интересно (смеется).

— Говорят, ваши бабушка с дедушкой были русскими. 

— Да, это правда. И в России я уже пятый раз. Это очень сложная страна. У России великое, но очень непростое прошлое, которое тянет людей назад. Но множество людей сейчас предпочитают двигаться в другом направлении. Отсюда происходит постоянное перетягивание каната. Хотя, может, стоит хотя бы на миллиметр сделать шаг друг к другу. 

Роджер Баллен: «Слава никогда не влияла на мою работу. И не будет» Роджер Баллен: «Слава никогда не влияла на мою работу. И не будет»

— Не думали снять что-нибудь в России? 

— Я не привез с собой камеру. Большую часть времени я трачу здесь на показ фотографий. К тому же, я не знаю русского языка. Поэтому гораздо лучше — объяснять людям свои работы, показывать фотографии, а не бегать в поисках удачного кадра.

— А каким должен быть удачный кадр? 

— Всё зависит от того, что вам нужно. Если цель фотографии — продать машину, то нужно снимать ее при ярком солнечном свете. Если же говорить о моих работах — главное, чтобы фотография меняла мышление смотрящего, расширяла его сознание. 

— Почему вы перестали снимать людей? 

— Одной из причин стало то, что мне постоянно задавали вопросы: кто это, откуда, что делал этот человек, понравилась ли ему фотография, подарил ли я ему снимок, заплатил ли он мне или я ему... Мне надоело, что этому уделяется больше внимания, нежели самим работам. Поэтому теперь у меня нет лиц. Ладони, ступни, спины — да. Важны также рисунки, абстрактные нюансы. 

Роджер Баллен: «Слава никогда не влияла на мою работу. И не будет»

— К слову, о нюансах. Вы даете необычные названия своим работам. 

— Иногда название — результат длительной работы. Хотя бывает, что оно рождается вместе с кадром, порой приходит посреди ночи или когда я еду в машине.

— Одно время ваше творчество не понимали. Сейчас у вас множество наград и выставок по всему миру. Как воспринимаете славу? 

— Всегда приятно, когда люди вдруг понимают то, что ты делаешь, узнают, платят деньги за то, что я люблю. Не может не радовать, что мои работы узнаваемы, что их ждут. Но с другой стороны, я буду снимать при любом раскладе: мне всё равно, платят мне или нет. Слава никогда не оказывала влияния на мою работу. И никогда не будет. Фотографии же всегда будут путешествием к себе.

Мир на грани

В 110 квадратных черно-белых работах Роджера Баллена мир предстает в искаженном, депрессивном ключе. Порой кажется, что фотограф откровенно издевается: настолько неприятными кажутся знаменитое изображение братьев-близнецов Дрэси и Кэйси или лицо сержанта дю Брон из тюремного ведомства.

Видеоролик, демонстрирующий подход Баллена к собственной фотографии, также производит впечатление весьма гнетущее: в мерцании черно-белых пятен курица убегает от топора. Таким видит художник мир вот уже больше 30 лет. 

Роджер Баллен: «Слава никогда не влияла на мою работу. И не будет»

Каждая из работ при этом крепко удерживает зрителя, не дает возможности уйти, не рассмотрев все детали. Именно они зачастую играют решающую роль в этих непостановочных снимках.

Контрастным настроением выделяются другие выставки Фотобиеннале-2014, соседствующие со «Страной теней». Несмотря на черно-белый цвет, настоящей оттепелью веет от коллекции работ Владимира Лагранжа, о своих «Воспоминаниях» сочувственно повествует классик британской фотографии Филип Джонс Гриффит. Представлены и работы знаменитого Александра Лапина, по учебникам которого учатся фотографы и сегодня. Мэтр смотрит на мир оптимистично.

Выставки продлятся до 9 мая. 

Роджер Баллен: «Слава никогда не влияла на мою работу. И не будет»

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением