Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В США ввели санкции против трех китайских и одной белорусской компаний
Армия
Инициатива старшего сержанта Колесника помогла пресечь атаку диверсантов ВСУ
Экономика
В ЦБ объяснили необходимость регулирования рассрочки
Происшествия
Обвиняемых в нападении на мужчину в Москве подростков арестовали
Мир
Белоруссия сняла запрет на импорт продукции производителя чая и кофе «Орими»
Мир
МИД пригрозил Сеулу ответом на попытки отменить русскую культуру
Мир
Bloomberg рассказало о просьбе Израиля к США о дополнительной помощи
Мир
КНДР провела тестовый запуск новой зенитной ракеты
Политика
Полянский назвал заседание СБ ООН по ОБСЕ «экзистенциальной тоской»
Общество
Советник главы ДНР Кимаковский назвал гибель военкора Еремина личной трагедией
Общество
Синоптики предупредили москвичей о порывах ветра и небольших осадках 20 апреля
Мир
Reuters сообщило о взрыве на военной базе к югу от Багдада
Происшествия
Удар молнии повредил взлетную полосу в аэропорту Владикавказа
Общество
В Петербурге перенесли запуск фонтанов на 27 апреля из-за снегопада
Мир
Владелец соцсети Х Илон Маск выступил против запрета TikTok в США
Мир
Мининфраструктуры Украины сообщило о повреждении Южного порта Одессы

«Тихий Дон» потек вспять

Мастерская Григория Козлова сыграла Шолохова с эпическим размахом и юношеской витальностью
0
«Тихий Дон» потек вспять
Фото: vteatrekozlov.net/Андрей Папенин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Во внеконкурсной программе «Золотой маски» показали «Тихий Дон» Мастерской Григория Козлова. Восьмичасовой спектакль студентов Театральной академии обозначил новую тенденцию в развитии театра — курс на реставрацию. 

Инсценировка «Тихого Дона» Михаила Шолохова стала первой частью задуманной Григорием Козловым дилогии об эпохе Гражданской войны. Вторая часть — «Дни Турбины» — вышла этой осенью. Оба произведения, что ни говори, в наше время, охваченное гражданской и политической смутой, очень актуальны. 

Но, как ни странно, на спектакле «Мастерской» меньше всего думаешь о происходящем за стенами театра и вообще забываешь, в каком веке ты живешь. Режиссеру не интересны злободневные аллюзии, он погружает зрителей в мир казачьей станицы, как в ушедшую под воду истории зачарованную Атлантиду. 

В спектакле Козлова не только свадьба и девичник, но почти все массовые сцены выглядят  ритуально: вот бабы стирают белье на берегу Дона (на авансцене действительно устроен длинный короб с водой) и парятся в бане, пропуская между делом по рюмке, вот все выходят на сенокос, дружно размахивая цветными платками, вот девки и парни устраивают веселые посиделки с песнями и плясками, демонстрируя молодецкую удаль. 

Все эти фольклорные реконструкции патриархального быта в исполнении юных задорных артистов — просто загляденье. Они покоряют здоровой, бьющей через край энергией, да и режиссерски сделаны очень здорово. Но там, где из общего хора должны возникнуть герои, спектакль начинает провисать. Понятно, что перед нами еще студенты, делающие первые шаги в профессии, но без убедительных Григория и Аксиньи трудно себе представить шолоховскую эпопею.

В этом очаровательном поначалу «Тихом Доне» главные герои выглядят лишь статистами. А на первый план выходит не Гришка Мелехов Антона Момота, больше похожий на современного пацана с района, чем на донского казака, а его отец Пантелей в исполнении Дмитрия Белякина.

Глава большой семьи, гарант дедовских правил и обычаев, стучит по сцене костылем, пытаясь уберечь свой род от гибели. Но привычный миропорядок рушится на глазах, брат идет на брата, пустеет и сиротеет его большой дом. И это крушение семьи становится главной трагической темой спектакля. 

Правда, в полную силу она звучит только к концу. В первой, мирной части кипят любовные страсти, иногда столь водевильные, что происходящее начинает смахивать на сериал: едва успеваешь уследить — кто, с кем и где переспал. Но если про витальность и либидо молодым актерам объяснять не надо, то с Гражданской войной всё сложнее.

Этот раскол ведь прошел не только по обществу, а по сердцу каждого человека, заставив делить самых близких людей на друзей и врагов. Вот эту раздробленность сознания ученикам Козлова показать пока не удалось. Во второй части они играют страдающих, растерянных, но таких же цельных и органичных людей.

«Мастерская» вообще не заставляет зрителя рефлексировать и анализировать, она лишь показывает «Россию, которую мы потеряли». И использует для этого язык советского театра 1970–1980-х годов. Не случайно, на спектакле то и дело вспоминаются знаменитые «Братья и сестры» Льва Додина. Деревенская тема, эпический размах, библейские мотивы. И попытка передать этнографический колорит через речь, через вкусную звукопись. 

Но эпическому по размаху «Тихому Дону» на поверку не хватает большого дыхания и того уровня обобщения, который чувствовался в постановке Льва Додина. Неблагодарно, конечно, сравнивать великий вошедший в историю спектакль и студенческую работу. Но ведь «Братья и сестры» тоже изначально были дипломной постановкой. И тогда студентам ЛГИТМиКа удалось сказать горькую и обжигающую правду о нашей стране. 

Сегодня изменилось всё — и страна, и театр. А молодые артисты «Мастерской» вступают в жизнь по дороге, проторенной 30 лет назад. То, что раньше выглядело откровением, сегодня воспринимается как мейнстрим. И это всех устраивает. Критики захлебываются восторженными отзывами, публика взрывается овациями. Зритель устал от экспериментов и хочет простых и ясных человеческих историй, простого и внятного театрального языка. Что ж, добро пожаловать в светлое прошлое.                            

Комментарии
Прямой эфир