Новости, деловые новости - Известия
Понедельник,
29 августа
2016 года

ВЦИОМ: причина ДТП на «зебре» — низкая культура пешеходов и водителей

Более 80% россиян регулярно сталкиваются с тем, что водители не пропускают людей на нерегулируемых пешеходных переходах

Фото: Анатолий Жданов

Пешеходы создали мир, и автомобили придумали тоже они, и с тех пор авторитет пешехода сильно пошатнулся — так 80 лет назад рассуждали Ильф и Петров. И если судить по последнему опросу, проведенному ВЦИОМом и экспертным центром «Движение без опасности», война пешеходов и водителей становится только яростнее и причиной тому — отсутствие культуры и невежество.

Более 80% россиян регулярно сталкиваются с тем, что пешеходов не пропускают на их законной «зебре», сообщили «Известиям» в экспертном центре «Движение без опасности».

Пренебрежение к «зебре» не зависит от места жительства — и в столице, и в регионах большинство участников дорожного движения регулярно сталкиваются с тем, что водители нарушают ПДД и не пропускают пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах, причем 31% москвичей и 35% жителей регионов наблюдают такие ситуации почти каждый день.

— Наш экспертный центр на протяжении нескольких лет занимается безопасностью пешеходов. Тенденции последних лет показали, что, несмотря на общее снижение смертности, увеличивается количество погибших пешеходов на пешеходных переходах, — рассказала «Известиям» президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре.

При этом 60% россиян уверены причины частых ДТП с пешеходами — результат низкой культуры водителей. В Москве этот процент еще выше — 74%. Правда, почти половина опрошенных уверены: виновны в ДТП пешеходы и их низкий уровень культуры (в Москве — 69%). Невнимательность пешеходов отмечают 36% россиян. 

Четверть опрошенных винят низкий уровень знаний ПДД, плохую подготовку водителей и их неопытность и недопонимание процесса торможения автомобиля.

Опрос также показал, что большинство россиян не осознают, как останавливается автомобиль, и не представляют себе, что такое АБС (антиблокировочная тормозная система) и как правильно тормозить на машине, оснащенной ею.

— Около половины респондентов не представляют, что такое тормозной путь, и не знают, что он будет более длинным при увеличении скорости автомобиля. Большая часть россиян склонна думать, что длина тормозного пути будет существенно увеличиваться из-за невнимательности водителя и погодных условий, но при этом представления населения сильно отличаются от реального расстояния, которое может потребоваться для остановки автомобиля, — отмечают в экспертном центре «Движение без опасности».

Согласно различным подсчетам, водителю в среднем требуется от 2 до 3,5 секунды для полной остановки — на реакцию на появление препятствия, перенос ноги на педаль тормоза и сам тормозной путь автомобиля. А за 1 секунду автомобиль, движущийся со скоростью 60 км/ч, проезжает 16 м. Даже если принять идеальное время реакции, прекрасные погодные условия и отличное дорожное покрытие, для полной остановки необходим запас в 45–60 м. 

Согласно результатам исследования, антиблокировочной системой торможения оснащены 68% автомобилей в столице и 43% автомобилей в регионах. Более 60% жителей регионов и более 70% москвичей уверены, что знают, как пользоваться АБС. Однако ответы на вопрос «Что такое АБС?» заставляют в этом серьезно усомниться. Большинство вообще не смогли дать определение этому термину, многие жители столицы подозревают, что АБС — это противозаносная или антибуксовочная система.

— АБС появилась на серийных автомобилях в 1984 году. При торможении АБС очень быстро разжимает тормозные диски или барабаны, не давая колесам заблокироваться, и таким образом сохраняет управляемость автомобиля при экстренном торможении с объездом препятствия. На доли процента увеличивает тормозной путь машины, но этого не стоит пугаться, главное, что автомобиль остается управляемым, — объяснил «Известиям» автомобильный эксперт, ведущий программы «В движении» на радио «Русская служба новостей» Алексей Шарапов.

На автомобиле с АБС нужно более резко и энергично нажимать на педаль тормоза и не отпускать ее, не пугаясь вибрации педали.

— Для эффективного замедления и остановки машины с АБС нужно сильнее продавливать педаль тормоза и удерживать ее максимально нажатой. Однако на большинстве машин с такой система есть также система усиления торможения brake assistи и система распределения тормозных усилий EBD, которые помогают водителю, — отмечает автоэксперт Игорь Сирин.

Судя по опросам, за техническим состоянием автомобиля и тормозной системы в частности московские водители практически не следят и обращают на них внимание только в случае поломки. В регионах более половины автовладельцев регулярно проверяют состояние шин и технических жидкостей.

Разница в отношении связана с повышенной тревожностью провинциалов, вызванной пониженной адаптацией к вождению и факторами вокруг этого. Москвичи, пребывая большое время за рулем (иные масштабы перемещения, например ежедневное передвижение по Москве или из Москвы в Московскую область и обратно), адаптируются, и результатом этого является пониженный уровень тревожности. А тревога — это всегда усиление недоверие к окружающему миру и к тормозной системе в частности, — считает кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин.

Со значительно большим спокойствием москвичи относятся и к некоторым правонарушениям. Так, всего 6% московских водителей считают превышение скорости на 10–20 км/ч серьезным нарушением ПДД, связанным с риском для своей и чужой жизни, 31% называют это мелким нарушением, а для 57% это обычная практика, не представляющая опасности. В регионах к незначительному превышению скорости относятся строже.

При помощи исследования ВЦИОМа мы обнаружили ряд неожиданных фактов: водители не знают, что такое АБС, не представляют, как зависит тормозной путь от скорости. Исходя из этих данных мы разработали кампанию «Притормози!», инициированную Госавтоинспекцией МВД России и Российским союзом автостраховщиков. В проекте сделан упор на образование участников дорожного движения. Мы проводим в городах России серию специальных тренингов «Мастерство торможения», где подробно рассказываем о тормозном пути, о его зависимости от скорости, о влиянии погодных условий на его длину. Кроме того, все участники тренингов могут после теоретической части опробовать полученные знания на практике. После таких занятий у каждого водителя меняется отношение к собственным возможностям: наконец-то до людей доходит тот факт, что машина не может остановиться мгновенно. Конечно, этим наша работа не ограничится. После кампании мы направим все разработанные в рамках проекта материалы для использования в Управления ГИБДД регионов, а также в автошколы, школы, вузы и детские сады по всей стране, — сообщила «Известиям» президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре.



Известия // понедельник, 7 апреля 2014 года

ВЦИОМ: причина ДТП на «зебре» — низкая культура пешеходов и водителей

ВЦИОМ: причина ДТП на «зебре» — низкая культура пешеходов и водителейБолее 80% россиян регулярно сталкиваются с тем, что водители не пропускают людей на нерегулируемых пешеходных переходах

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров




Новости сюжета «Автомобилисты»:

реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке