Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Тбилиси тысячи людей вышли на митинг против принятия закона об иноагентах
Мир
Глава минэнерго Турции заявил об избежании энергокризиса благодаря сделкам с РФ
Общество
Губернатор Калужской области опроверг информацию о взрывах на территории нефтебазы
Общество
Прокуратура Приморья инициировала передел земли в центре Владивостока
Общество
В Москве самокатчики получили 15 тыс. штрафов за месяц
Общество
Владелец клуба рассказал подробности задержания участников «Коррозии металла»
Общество
Вокалист «Коррозии металла» рассказал обстоятельства задержания участников группы
Мир
Сырский подтвердил отступление ВСУ из населенных пунктов у Авдеевки и Марьинки
Мир
Посол Армении в ЕС не увидел угроз для РФ в сближении Еревана и Брюсселя
Общество
Синоптики спрогнозировали облачную погоду в Москве 28 апреля
Общество
Интересы дольщиков могут пострадать из-за действий прокуратуры во Владивостоке
Мир
Варшава указала на необходимость Киеву проявить инициативу по возврату призывников
Общество
В МЧС нашли протечки земляной насыпи в Абатском районе Тюменской области
Экономика
Правительство РФ отменило экспортные пошлины на уголь с 1 мая
Мир
Жители города Южное на Украине выступили против смены его названия
Армия
Песков заверил в победе России в спецоперации на Украине
Политика
Матвиенко указала на открытый и независимый курс внешней политики РФ

«Авторская песня вернется с повышением уровня образования граждан»

Народный артист России Олег Митяев — о том, почему сегодня песенно-поэтические форумы не проводят на многотысячных площадках
0
«Авторская песня вернется с повышением уровня образования граждан»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Исакова
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

11 апреля в Москве пройдет Фестиваль песни и поэзии под девизом «Крепитесь, люди!». Инициатором акции стал единственный отечественный бард, носящий звание народного артиста России — Олег Митяев. В преддверии события с ним пообщался обозреватель «Известий». 

— По сути и составу участников Фестиваль песни и поэзии предназначен для меньшей и не столь пафосной площадки. Но ты выбрал огромный «Крокус Сити Холл».

— Можно, конечно, сказать о тоске по стадионам, которые когда-то собирали наши поэты и барды-шестидесятники. Но, если честно, дело прежде всего в хорошем отношении к нам со стороны руководства зала. Здесь в свое время состоялся концерт, посвященный Юрию Визбору. В тот момент у его вдовы, Нины Филимоновны Визбор, сложилась непростая ситуация с поддержкой данного мероприятия, и в «Крокусе» пошли ей навстречу, не взяли арендную плату и вообще сделали всё возможное, чтобы тот традиционный вечер состоялся. Мне подумалось, почему бы и наш фестиваль не провести в этом зале?

Хотя понимаю, отчего многим кажется странным, если не абсурдным, устройство песенно-поэтического форума на многотысячной площадке. К сожалению, за последние 10–15 лет у нас практически вытравили аудиторию, которой позарез необходимы стихи Пастернака, Цветаевой, Ахматовой или песни Окуджавы, Клячкина...

Когда в России «открыли клапаны», в авторскую песню с одной стороны засосало много случайных людей, но с другой — она пережила очередной свой бум. На нее возникла мода. Сегодня она может вернуться только с повышением уровня образования наших граждан. Но пока образовательная сфера у нас в плачевном состоянии.  

— И всё же ты рассчитываешь не только на зрелую публику, которая придет в «Крокус» вновь услышать корифеев бардовского цеха: Городницкого, Кима, Сухарева, Сергеева, но и на молодое поколение, ценящее, скажем, Веру Полозкову. Ее приглашение — знак того, что фестиваль реагирует на происходящее в отечественной поэзии здесь и сейчас?

— Я в восторге от того, что делает Вера. Пожалуй, она для меня сейчас номер один из молодых русских поэтов, которых я знаю, читал. Примерно на такую планку качества и ориентировался, когда мы формировали состав участников вечера. И еще учитывал свой разговор с музыкальным продюсером «Первого канала» Юрием Аксютой. Собственно, после того общения у меня и появилась идея нынешнего фестиваля.

Аксюта пригласил меня в жюри телешоу «Универсальный артист», где хотели объединить шансон и авторскую песню. Туда еще позвали Любовь Успенскую, Стаса Михайлова, Трофима. Я постарался объяснить, что шансон, в том виде, в каком он сейчас у нас существует, и авторская песня — кардинально разные вещи. И предложил провести отдельный Фестиваль песни и поэзии, которой бы снял «Первый канал».

Когда всё завертелось, я понял, что ТВ всё равно ориентировано на то, чтобы в концерте появились какие-то медийные лица. А медийные лица это скорее направление не вглубь, а вширь. Поэтому я, как могу, пытаюсь лавировать в программе фестиваля между глубиной и шириной. Хочется, чтобы всё настоящее в нашей авторской песне было услышано и увидено большой аудиторией.

И чтобы это было не про «костры и палатки», хотя лично меня такая тематика и не напрягает, а только радует. Но пусть прозвучат образцы иной поэзии. Мы по молодости мечтали, чтобы наш шансон походил на французский. Чтобы в нем слышались контрабас, рояль… Вот к этому потихоньку и шагаем. И пусть такая музыка в эфире «Первого канала» будет сопровождать песни на стихи Ахматовой, Вертинского, Новеллы Матвеевой, Юнны Мориц.

— Помимо твоего лавирования, жизнь сама по себе вносит коррективы в афишу концерта. Кто-то из уже анонсированных артистов, видимо, 11 апреля на сцену не выйдет, зато появятся необъявленные имена, так? 

— Вполне вероятно. Вот Валентин Иосифович Гафт планировал выступить сам и еще написать некие четверостишия для участников концерта. Но сразу после операции у него вряд ли найдутся силы это исполнить. Тем не менее мы надеемся, что он к нам всё же придет. Под вопросом пока и участие Алексея Баталова, который хочет почитать на вечере ахматовские стихи — в год 125-летия со дня ее рождения.

Зато Андрей Макаревич собирается спеть песни Александра Галича из своего недавно записанного альбома. Гоша Куценко, сочиняющий интересный рэп, тоже, надеюсь, выступит. Не получалось изначально договориться с Тамарой Гвердцители. У нее уже был сверстан гастрольный график. Но сейчас отменились ее концерты на Украине, и теперь она исполнит на нашем фестивале песни Окуджавы.

— Давай еще по списку. В концепцию твоего феста вполне бы вписался популярнейший Тимур Шаов.

— Мы его пригласили. Но, скорее всего, он не сможет участвовать. Лично я был бы счастлив его видеть.

— А Алексей Кортнев, Юрий Шевчук?

— Кортнев у нас рассматривался, но у него в этот день другие планы. Шевчука увидел бы с той же радостью, что и Шаова, но, полагаю, он не пойдет. Мне так кажется. У нас с Юрием хорошие отношения. Тем не менее от нескольких мероприятий, на которые я его ранее приглашал, он, скажем так, мягко уклонился. Впрочем, надеюсь, фестиваль станет традиционным и все, о ком ты упоминаешь, еще на нем выступят.

У нас масса неохваченных имен. В этот раз, например, не прозвучит поэзия Есенина, лишь вскользь коснемся стихов Бродского. Хорошо, что придет Вениамин Смехов и своим чтением отчасти восполнит пробелы в нашей программе в отношении ряда потрясающих поэтов. Но всё равно регламент не позволяет превратить действо в марафон.

И мы сосредоточимся на юбилярах нынешнего года, который в этом смысле чрезвычайно урожайный. 80-летия со дня рождения Евгения Клячкина, Юрия Визбора, Ады Якушевой. Недавно отметил такую дату Владимир Дашкевич, осенью этот юбилей встретит Новелла Матвеева. Сергею Никитину 70…   

— Его я, к слову, тоже в афише фестиваля не заметил.

— Он как раз из тех, кто считает, что для фестиваля выбрана неподходящая площадка. И выступать там отказался. Хотя мы предлагали ему просто спеть любые собственные песни и не проповедовать ничего, противоречащего его взглядам. Опять-таки, надеюсь, что и он в следующем году, возможно, согласится к нам прийти. Посмотрят сомневающиеся, как всё пройдет, поймут, что мы никем не ангажированы, и изменят свое отношение к проекту.

— Никитин уже простил тебя за «опопсение»? Он ведь когда-то четко заметил, что ты перестал принадлежать жанру авторской песни.

— Я скажу о другом человеке, который никогда не называл себя интеллигентом, о Булате Окуджаве. Мне всегда импонировала его особенность: всячески поддерживать стремление человека образовываться и развиваться. Кажется, на этой почве мы с ним и сошлись, встречались, общались. Ну, а есть воинствующие интеллигенты, которые не готовы воспринимать стремящихся развиваться физкультурников. Вот так я отвечу на твой вопрос.

— Помимо акции «Крепитесь люди», скоро придет черед и очередному Грушинскому фестивалю, где ты постоянный гость и один их хедлайнеров. Вокруг знаменитой «Грушинки» уже давно идут судебные тяжбы и всяческие разборки. Вроде даже к министру культуры обращались с данной проблемой. 

— Да, 7 лет назад с «Грушинкой» случилась беда. И, мне кажется, нынешний министр культуры пока еще не полностью разобрался в том, что произошло. Зато я теперь совершенно точно уверен, что речь идет о рейдерском захвате легендарного фестиваля. Появился «черный человек» — племянник покойного Валерия Грушина Михаил Грушин, который подмял под себя авторскую песню во всей стране. 

Я встречался и с министром, и с губернатором Самарской области. Надеюсь, мы сообща сумеем вернуть «Грушинку» к той прекрасной идее, с которой она начиналась. И в этом году всем ветеранам нашей авторской песни предоставят возможность провести фестиваль в старых традициях, на прежнем месте. А молодые бойкие люди, которые вторглись в данные проект с желанием подзаработать, пусть проводят где-то еще свой фестиваль. Волга — длинная. 

Комментарии
Прямой эфир