Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Конгресс США одобрил продажу Польше крылатых ракет
Мир
Мелони лично заявила Макрону о несогласии с его словами об Украине
Туризм
Нацпроект по туризму получит 403 млрд рублей финансирования до 2030 года
Мир
Свыше 70 учеников и педагогов отравились в ходе школьной поездки на юге Италии
Политика
Лавров поспорил с Небензей о легитимности Зеленского
Мир
На севере Франции из-за шторма приостановили движение поездов
Общество
Министр культуры РФ заявила о неготовности включить цирки в «Пушкинскую карту»
Происшествия
Подросток пострадал при сбросе взрывчатки с украинского БПЛА по Донецку
Мир
Германия объявила о передаче Украине крупного пакета военной помощи
Общество
Двух мужчин наградили медалью «Доблесть и отвага» за помощь людям при теракте
Мир
Глава МИД Латвии Кариньш подал в отставку
Мир
В Польше временно разблокировали КПП «Угринов-Долгобичув» на границе с Украиной
Интернет и технологии
Роскомнадзор заблокировал 11 Telegram-каналов после теракта в «Крокусе»
Армия
«Адмиралтейские верфи» провели закладку автономного глубоководного аппарата для ВМФ
Общество
При теракте в «Крокусе» погиб начальник управления дорожного хозяйства Люберец
Мир
Минимум 11 человек погибли на Мадагаскаре в результате циклона «Гамане»

Михаил Добкин: «Киевской власти надо отказаться от оскорбления людей»

Кандидат в президенты Украины от Партии регионов — о неспособности нынешних властей управлять страной
0
Михаил Добкин: «Киевской власти надо отказаться от оскорбления людей»
Фото: REUTERS/Valentyn Ogirenko
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В ночь на 8 апреля по распоряжению новых киевских властей в Харькове прошла полицейская спецоперация, в ходе которой были задержаны 70 противников майдана. В этот же день Верховная рада приняла закон, ужесточающий уголовную ответственность за сепаратизм — он теперь будет наказываться лишением свободы на срок до 15 лет. Причиной столь жестких действий стали штурм обладминистрации и провозглашение 7 апреля Харьковской Народной Республики гражданами, настроенными оппозиционно к новым киевским властям. О том, что происходит на юго-востоке страны и почему действия Киева неэффективны в этих регионах, корреспонденту «Известий» Дарье Цой рассказал экс-губернатор Харьковской области, кандидат в президенты Украины от Партии регионов Михаил Добкин.

— Какова сейчас ситуация в Харькове? Контролирует ли киевская власть обладминистрацию?

— К людям, высказывающим политический протест против нынешней власти, добавились недовольные экономической ситуацией и социальной политикой. Киевская власть и без того сложно воспринималась жителями юго-востока — начиная от обстоятельств и способов их прихода к власти и заканчивая их лозунгами и принципами. А когда был принят целый блок экономических законов, то люди увидели, что их поставили уже за грань выживания: зарплаты и выплаты заморожены, пенсии работающим пенсионерам сокращены, социальные субсидии остановлены либо отменены. При этом безудержный рост цен, за последний месяц цены на продукты питания выросли на 40%, подорожало топливо, дорожает электроэнергия, коммунальные услуги, поэтому настроение в обществе, мягко говоря, не очень хорошее.

На уровне первых руководителей Киев, конечно, местную власть контролирует, но если взять Донецк, Луганск и Харьков, то там идет перманентная передача административных зданий из рук в руки, и так по нескольку раз в неделю. В ночь на 8 апреля в Харькове был захват обладминистрации, сожгли ряд офисных помещений, разбили всё. А так, конечно, киевская власть контролирует всё.

— Верховная рада приняла закон об ужесточении уголовной ответственности за сепаратизм. Это необходимая мера в данных обстоятельствах?

— Киевской власти надо быстрее отказываться от оскорбления и унижения людей: «сепаратисты», «непатриоты», «недоукраинцы». Ведь люди, что на севере, что на юге, что на западе или востоке, хотят хорошей жизни. Протестные настроения, возникшие на западе и в центре, прошли и перешли в ожидание эффективных действий новой власти. Так как многие жители запада и центра нашей страны политически одинаково мыслят с нынешней властью, то у них степень ожидания от этой власти чуть больше, чем у жителей юго-востока, которые не принимают эту власть политически, а еще и получили экономические «удавки на шею». И если риторика не прекратится, то ни к чему хорошему это не приведет. С людьми нужно разговаривать. Приезжать сюда, садиться и разговаривать.

— Вы за федерализацию страны?

— Я выступал за нее на протяжении длительного времени, еще задолго до майдана. Это оптимальная возможность для Украины закрепить права территорий на экономическую и гуманитарную автономию. Тогда можно в рамках единой страны осуществлять внешнюю политику, а внутреннюю частично передать регионам. Это сняло бы накал в обществе по поводу оценки исторических событий, персоналий в истории нашего государства. Но в нынешних условиях, после того что произошло с Крымом, после того что происходит сегодня на юго-востоке, от термина «федерализация» нужно отойти. Существует не менее действенный способ закрепления власти через децентрализацию — это изменение Конституции. Мы, Партия регионов, пошли по этому пути. Первый этап — децентрализация власти, бюджетная автономия, выборы губернаторов, самостоятельная гуманитарная политика на местах плюс обязательное закрепление статуса русского языка как второго государственного. Все эти меры снизят напряжение.

— Возможно, в первую очередь надо решать экономические проблемы?

— Да. Много вещей, сделанных на сегодня нынешней властью, не корреспондируются со здравым смыслом. Во всем мире успешные экономики, переживая спад, снижали налоги, чтобы их платили все. В нашей же стране для предпринимателей налоги увеличили. Обложили поборами и депозиты, что автоматически приведет к увеличению процентной ставки по кредитам, а это для бизнеса еще большая проблема, чем увеличение налогов. Вместо того чтобы стимулировать сникший бизнес, создавать рабочие места, восстанавливать кооперацию между предприятиями, делается всё наоборот. Только ради того, чтобы получить кредит МВФ, который всё равно придется отдавать. Я логики не вижу и не вижу перспективы, и не понимаю, кто это вбил в голову нынешней украинской власти, что такой ценой нужно получить кредиты, которые еще несколько месяцев назад Россия давала на абсолютно других условиях и абсолютно безболезненно по сравнению с тем, что нам предлагают сегодня.

— То есть будущее Украины вы видите в тесной связи с Россией, а не с ЕС?

— Я считаю, что обязательным условием восстановления экономической стабильности в стране является возобновление кооперации между предприятиями Украины и России. Сегодня огромное количество наших заводов, имеющих рынки сбыта в странах Таможенного союза, приостановили или уменьшили выпуск продукции, отправив в неоплачиваемый отпуск тысячи людей. А эти люди — потенциальные участники всех протестных акций, которые происходят сегодня в Харькове, Донецке, Луганске.

— Киев называет протестующих сепаратистами, поддерживаемыми Россией...

— Я не обладаю сегодня возможностью получения информации от СБУ и не могу сказать, есть там кто-то из России или нет, но 99% протестующих в Харькове — это жители самого Харькова и окрестностей.

— Нужен ли всеобщий юго-восточный референдум?

— Нет, у нас же нет закона о референдуме. Да и большинство жителей Харьковской, Донецкой, Луганской областей не собираются отсоединяться, никто не хочет этого. Все хотят жить на Украине, но жить хорошо. По крайней мере, люди жили более-менее стабильно еще 4 месяца назад, они получали зарплату, социальные выплаты. Ну, засиделись отдельные руководители, так можно было выгнать их, возбудить уголовные дела и этим ограничиться. А начинать делать полстраны врагами — нелогично. Вы же понимаете, что законы о люстрации, об ужесточении ответственности за сепаратистские действия — это механизм репрессий. Закон о люстрации лишает рабочих мест десятки тысяч людей по всей стране, и 90% этих людей — жители юго-востока. А за что их наказывать? Теперь что, каждый новый руководитель Украины будет казнить и лишать работы тех, кто работал с предыдущим? Это же средневековье какое-то. Ладно, они там себе катапульты строили, в барабаны стучали, как первобытные люди, но уже всё закончилось. Они зашли в кабинеты, получили власть, зачем же народ терроризировать? Какое ужесточение за сепаратизм? Они штурмовали два месяца государственные здания, били и убивали милиционеров и потом получили две амнистии за это. А теперь они ужесточают закон и хотят людей арестовывать только за то, что они вышли на площадь.

— Для чего тогда новая украинская власть вводит эти меры?

— А они некомпетентны. Вы посмотрите, кого поназначали руководить министерствами. Это люди без профильного образования. В законе о прокуратуре написано, что генеральным прокурором может быть человек, проработавший не менее 10 лет на руководящих должностях уровня прокурора области или замгенпрокурора. У нас назначают представителя «Свободы», который проработал в прокуратуре 2 или 3 года на должности следователя одной из районных прокуратур (Олег Махницкий. — «Известия»). Начальником МВД назначают человека, у которого даже нет юридического образования.

— Но им же надо выбирать из своих сторонников, вот и назначают, кого найдут...

— А не должно быть монополии власти. К чему привела 100-процентная концентрация власти в руках Януковича? Что толку, что он управлял МВД, армией, прокуратурой? За 2 месяца его смели. Сейчас захватившие власть в Киеве также сосредоточили в своих руках всю власть. Только решения принимаются не одним человеком, а коллегиально, но это люди одной команды. По большому счету у них нет политической конкуренции. Оппозиция что при Януковиче ничего не решала, что сейчас. А если оппозиция ничего не решает, то она не может быть балансом, держащим власть в тонусе.

— И как стабилизировать ситуацию?

— Очень долго придется выходить из этого кризиса. Надеюсь, когда политический кризис будет урегулирован, а власть — разбавлена представителями юго-востока, можно будет создавать правительство, построенное на коалиции. Но это лишь после президентских и парламентских выборов. И потом уже надо выходить к российским, европейским и мировым представителям с просьбой оказать финансовую и экономическую помощь, политическую, без которой мы не справимся.

— Но сейчас ставится вопрос о подписании Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной летом...

— Да какое соглашение?! Экономическую его часть вообще нельзя подписывать, иначе предприятия того же Харькова останутся без заказов. Все стабильно работающие промышленные предприятия встанут. На «Турбоатоме» из 15 турбин 13 изготавливают для России и Казахстана. Куда они будут продукцию девать после ассоциации с ЕС? То же самое и авиационный, тракторный заводы, «Электротяжмаш». Какое ни возьми предприятие, все завязаны на рынке стран ТС. И это высокотехнологические производства, те, где есть инженерная мысль, где работают конструкторские бюро, где есть интеллектуальная собственность. Все они остановятся и через год-два умрут. Вот это — цена подписания Соглашения об ассоциации с ЕС в плане экономики. 

Комментарии
Прямой эфир