Новости, деловые новости - Известия
Воскресенье,
4 декабря
2016 года

К поездам дальнего следования хотят прицепить вагон-курилку

Общественная палата предлагает направлять часть доходов от табачных акцизов на создание инфраструктуры для курильщиков, их реабилитацию и лечение от зависимости

Фото: ИЗВЕСТИЯ/ Владимир Суворов

С 1 июня полностью вступает в силу закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (ранее некоторые его положения временно не применялись). Для того чтобы он был работающим и чтобы курильщики при этом не чувствовали себя изгоями, члены Общественной палаты разработали ряд предложений, которые планируют до конца недели представить на рассмотрение депутатов Государственной думы и членов правительства. Об этом «Известиям» рассказал председатель комиссии по развитию гражданского общества ОП Иосиф Дискин.

— Мы подготовили ряд предложений о том, как сделать так, чтобы курильщики с наименьшими издержками адаптировались к новой ситуации, к введению новых правил. Чтобы они не чувствовали себя изгоями, но при этом соблюдали правила. Предложения по нашей просьбе подготовили члены проекта «Трезвая Россия», они давно занимаются вопросом, лучше всех знают ситуацию, — говорит Дискин.

С 1 июня вступают в силу ранее не действовавшие нормы закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Нельзя будет курить в ресторанах, на железнодорожных платформах и в поездах. В магазинах табачная продукция переместится с видных мест в закрытые отдельные боксы. Перед фильмами и передачами со сценами курения вещатели будут обязаны показывать социальную рекламу о вреде табака.

— Закон направлен на улучшение состояния здоровья граждан, но при этом он не должен ущемлять их права. Для того чтобы курильщики не становились автоматически правонарушителями, а также для того, чтобы сделать закон работающим, мы подготовили ряд предложений, — рассказал руководитель проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев.

Первое, что нужно сделать, считает Хамзаев, это создать систему информирования и инфраструктуру для курильщиков.

— Нужно вести разъяснительную работу, знакомить людей с правилами. Например, законом установлено, что нельзя курить рядом с метро. Если просто поставить в этом месте табличку «Курение запрещено», это будет малоэффективно, даже если людей будут постоянно штрафовать. Но вот если повесить табличку «Курение запрещено. Место для курения находится там-то», то желающих нарушить закон резко поубавится. В парках можно разметить зоны, где нельзя курить. Также надо оборудовать места для курения — установить пепельницы, урны с песком. Плюс опять же должна быть соответствующая разметка, — добавляет борец за здоровый образ жизни.

Кроме того, общественники борются за наличие помещений для курения в аэропортах и поездах дальнего следования.

— Просто запрет приводит к тому, что люди курят в туалетах, которые общие и для детей, и для взрослых. При этом поймать и наказать нарушителя крайне сложно. То же касается поездов дальнего следования, в которых курение также запрещено. Но если поезд едет несколько дней, то что делать курильщикам? Поэтому мы выступаем за сохранение в аэропортах специализированных помещений для курения, изолированных от остальных граждан и оборудованных дополнительными системами фильтрации, — рассказал Хамзаев.

Что касается поездов, то в них можно сделать специальный вагон-курилку, также оборудованный дополнительными системами фильтрации. А стоимость обслуживания подобных помещений можно будет включить в стоимость билета, который будет давать пассажиру не только право проезда, но и право посещения соответствующих помещений, продолжает Хамзаев. При этом цены лучше не задирать, отмечает эксперт.

Также в числе предложений — ежегодно повышать стоимость акцизов на табак, как это делают в других странах. А часть полученных средств направлять в муниципалитеты, которые займутся созданием и поддержанием инфраструктуры и систем информирования, а также в Минздрав — на создание реабилитационных программ и помощь желающим бросить курить. 

— Таким образом мы доведем закон до ума. Если этого не сделать, то закон работать не будет. Курильщики будут чувствовать себя изгоями и от безысходности нарушать правила. Говорить только о запретительных мерах неправильно, это путь в никуда, — заключает эксперт.

Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Сердюк («Справедливая Россия») предлагает добавить к этим мерам пропаганду здорового образа жизни и помощь психологов.

— Наибольшее воздействие на людей оказывает реклама, при создании которой используются психологические приемы. Поэтому если со всех экранов, билбордов, отовсюду сплошным потоком будет обрушиваться пропаганда здорового образа жизни, число курящих резко снизится. Люди сами должны захотеть бросить курить, тогда это будет действенно, — отмечает депутат.

Его коллега по комитету Николай Аброськин («Единая Россия») говорит о необходимости повышать культурный уровень курильщиков.

— Ведь места для курения обычно представляют собой ужасные зрелища — всё заплевано, замусорено. Если не повышать культуру поведения курильщиков, можно разориться только на соблюдении санитарно-гигиенических норм в подобных местах, — полагает парламентарий.

Закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» вступил в силу 1 июня 2013 года, однако только частично. Некоторые его положения стали действительны с 1 января 2014 года, оставшиеся начнут применяться с 1 июня 2014 года.

Известия // пятница, 11 апреля 2014 года

К поездам дальнего следования хотят прицепить вагон-курилку

К поездам дальнего следования хотят прицепить вагон-курилкуОбщественная палата предлагает направлять часть доходов от табачных акцизов на создание инфраструктуры для курильщиков, их реабилитацию и лечение от зависимости

скопируйте этот текст к себе в блог:


Новости сюжета «Табак»:

реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке