Новости, деловые новости - Известия
Пятница,
1 июля
2016 года

Ё-мобиль увяз в деле «Росагролизинга»

Завод «Яровит Моторс», стратегический партнер олигарха Михаила Прохорова в проекте по созданию народного автомобиля, оказался на грани банкротства

Фото: Сергей Мамонтов

Автозавод «Яровит Моторс», партнер олигарха Михаила Прохорова по созданию ё-мобиля, оказался на грани банкротства. Сразу несколько компаний подали иски в арбитражные суды с требованием признать одного из производителей гибридного автомобиля финансово несостоятельным. По данным «Известий», именно проблемы «Яровита» поставили крест на мечте олигарха о народном автомобиле.

Как выяснили «Известия», в арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области 9 апреля началось рассмотрение дела о банкротстве стратегического партнера Михаила Прохорова по созданию народного автомобиля ЗАО «Охта Моторс», которое до 2011 года называлось ЗАО «Яровит Моторс» и входит в ГК «Яровит». Компания не смогла выплатить долг в 230 млн рублей «Росагролизингу» за непоставленные грузовики.

— Весной 2008 года автопроизводитель заключил с нашей компанией контракт на 1,2 млрд рублей на поставку 70 самосвалов. Фирме была перечислена 20-процентная предоплата в размере 233 млн рублей, но в итоге мы вынуждены были отказаться от контракта, потому что цена на самосвалы была явно завышена, — рассказывает «Известиям» советник руководителя «Росагролизинга» Евгений Зеленский.

В декабре 2012 года «Росагролизинг» отсудил долг у ЗАО в арбитражном суде Москвы, но денег не получил и теперь подал иск о его банкротстве.

В долгах как в шелках

Это не единственный иск о признании банкротом партнеров Прохорова. Как выяснили «Известия», структурные подразделения и дочерние компании автопроизводителя также не могут оплатить даже копеечные претензии.

— «Яровит» позиционировал себя как солидное белорусско-российское предприятие, зарегистрированное в Амстердаме, которое собирает и поставляет тяжелые грузовики для крупнейших российских и зарубежных компаний, а также участвует в создании ё-мобиля, — сообщают в ООО «Интердеталь», поставлявшего на завод комплектующие для производства автомобилей. — А сейчас не может заплатить даже мелкие долги.

ООО «Интердеталь» уже два года добивается от ЗАО «Автомобильный завод «Яровит Моторс» уплаты долга в 176 тыс. рублей. 

— Вначале мы пытались договориться с «Яровитом» полюбовно, а когда не получилось, подали иск в арбитражный суд, — говорят в ООО. — Дело мы выиграли, но «Яровит» все равно нам ничего не заплатил. В итоге 8 апреля 2014 года направили иск в арбитражный суд о признании «Яровита» финансово несостоятельным.

В общей сложности на ЗАО «Автомобильный завод «Яровит Моторс» уже выписано порядка 30 исполнительных листов на суммы от 9 до 200 тыс. рублей. 

Между тем, согласно открытым источникам, инвестиции в создание производства «Яровит Моторс» в 2005 году составили более $40 млн. К 2009 году объем выпуска должен был достичь 1,8 тыс. авто в год. Но на эти показатели предприятие так и не вышло.  

По данным базы «СПАРК-Интерфакс», ЗАО «Автомобильный завод «Яровит Моторс» принадлежит Андрею Бирюкову, владельцу ООО «Смоллесэкспорт» Игорю Жолудеву, ЗАО «Яровит моторс Б.В.», зарегистрированному в Амстердаме и ЗАО «Охта Моторс». «Охта Моторс», в свою очередь, через ЗАО «ИК «Яровит Моторс» зарегистрирована на фирмы «Элджин системз ллц» (Портленд, США) и «Тракс энд дамперз лимитед» (Манчестер, Великобритания).  

Также через люксембургскую компанию «Сити кар инвестментс» «Яровит» совместно с ОНЭКСИМом Михаила Прохорова владели акциями (49% и 51%) ООО «Ё-авто», которое занималось созданием народного автомобиля.

 ё-мобиль за евро

Первоначально запуск в серийное производство широко распиаренного ё-мобиля Прохорова был намечен на конец 2012 года. К этому времени количество онлайн-заказов на ё-мобили превышало 200 тыс. Но затем из-за якобы возникших проблем с американским подрядчиком по выпуску кузовов сроки начала производства были перенесены на 2014–2015 год. При этом общие инвестиции в проект, по заявлениям представителей ОНЭКСИМа, к концу 2013 года составляли €100 млн.

Однако 3 апреля 2014 года представители Михаила Прохорова неожиданно заявили о том, что программа создания народного автомобиля закрыта, а вся конструкторская документация и исключительные права на ноу-хау по разработке кузова и шасси автомобиля переданы ФГУП НАМИ. Сумма сделки составила €1.

Отказ от создания ё-мобиля в ОНЭКСИМе объяснили переменами конъюнктуры на российском авторынке и общей ситуацией в экономике, в том числе ослаблением рубля, которое резко увеличило стоимость производства.

По мнению автоэксперта Олега Дацкива, у проекта ё-мобиля не было будущего с первого дня, как о нем заявили.

— Сама задумка создания такого автомобильного проекта противоречит всем мировым концепциям автомобилестроения, — говорит он. — Да, технологии, которые собирались использовать в проекте, существуют по отдельности, но объединить их вместе, да так, чтобы это стоило дешево, — нереально.

Дацкив cчитает, что Прохоров, скорее всего, пользовался ё-мобилем для создания информационного поля вокруг себя, когда ему это было необходимо как политику. 

В НАМИ «Известиям» заявили, что в ё-мобиле есть множество конструктивных недостатков и развивать этот проект в принципе нецелесообразно.

— Там есть некоторые интересные технические решения, которые, возможно, в будущем будет использовать отечественный автопром, — сказали в пресс-службе НАМИ. — Но доработкой именно ё-мобиля мы заниматься не будем.

Источник «Известий», знакомый с ситуацией, говорит, что свернуть проект Михаила Прохорова заставили в первую очередь финансовые проблемы партнеров из «Яровита».  

Лизинг по знакомству

Первые проблемы у партнеров Михаила Прохорова начались еще в 2010 году, когда Русская лизинговая компания потребовала признать «Яровит» банкротом из-за долга в 30 млн рублей. Тогда сторонам удалось договориться в досудебном порядке, иск был отозван, но на этом неприятности у автопроизводителя не закончились.  

В 2012 году Следственный комитет возбудил несколько уголовных дел по фактам  многомиллионных хищений бюджетных средств в Минсельхозе и «Росагролизинге». По данным следствия, несколько бизнес-партнеров экс-главы Минсельхоза Елены Скрынник, ее бывший помощник Олег Донских, а также экс-замминистра Алексей Баженов занимались махинациями с бюджетными средствами, которые выделял холдинг «Росагролизинг» на закупку техники и оборудования для нужд сельхозпредприятий.  

После начала расследования новые руководители «Росагролизинга» стали расторгать сомнительные контракты, заключенные при Скрынник, и требовать возврата денег. В числе должников оказался и «Яровит Моторс».

Причем, как выяснили «Известия», контракты от «Росагролизинга» автопроизводитель получал благодаря знакомству директора «Яровит Моторс» Андрея Бирюкова с первым заместителем гендиректора «Росагролизинга» Леонида Новицкого, родного брата тогдашнего руководителя компании Елены Скрынник.

— Леонид Новицкий вместе с Бюриковым создали раллийную команду «Яровит-Росагролизинг» и решили зарабатывать для команды деньги на поставках грузовиков, — рассказывает советник генерального директора «Росагролизинга» Евгений Зеленский.

При этом первые сделки, по словам Зеленского, были заключены, когда у «Яровит Моторс» даже не было собственного опытного образца.

— В 2008 году «Росагролизинг» купил и отдал в лизинг до 15 самосвалов Gloros, заплатив за каждую машину по 7 млн рублей, что на несколько миллионов больше, чем аналогичные машины компаний «Скания» и «Вольво»,  — сообщает Зеленский. — Тогда же «Росагролизинг» перечислил «Яровит Моторс» 233 млн рублей, возврата которых мы добиваемся.

«Известия» попытались связаться с Андреем Бирюковым, однако он оказался недоступен. Телефоны компании, указанные на официальном сайте, не отвечают.

В феврале 2014 года по искам «Росагролизинга» в отношении «Охта Моторс», так теперь по документам стало называться ЗАО «Яровит Моторс», было введено внешнее управление. Тогда же в СМИ появилась информация о том, что Михаил Прохоров может свернуть проект создания ё-мобиля. Передача же технических разработок государству фактически совпала с началом процесса о банкротстве в отношении бизнес-партнеров олигарха. 

Заграничные активы

2014 год стал для Михаила Прохорова провальным не только как для автомобилестроителя, но и как для политика. В начале апреля олигарх, создавший партию «Гражданская платформа», заявил, что не планирует участвовать в выборах в столичный парламент. Осенью 2013 года Прохоров не стал выдвигать свою кандидатуру на выборах градоначальника. Тогда его выдвижению в мэры помешали заграничные активы. На этот раз причину отказа от выборов Прохоров не назвал.  

По мнению директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, в Михаиле Прохорове бизнесмен переборол политика.

— На мой взгляд, олигарха изначально раздирали противоречия: то ли нужна ему политика, то ли ему нужен бизнес, — поясняет Делягин. — И теперь ясно, что на сегодняшний день он предпочел бизнес.  

Кроме того, по его словам, Прохоров вряд ли перевел весь свой бизнес под российскую юрисдикцию.     

— Согласно открытым данным, сейчас Прохорову принадлежат в числе зарубежных активов 80% американской баскетбольной команды «Бруклин Нетс» (покупка от 2010 года), яхты Palladium и Solemar и несколько самолетов. По состоянию на 2013 год имущество и активы бизнесмена оценивались в $13 млрд, — рассказывает старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова.

Михаилу Прохорову также принадлежит группа ОНЭКСИМ. По официальным данным, на сегодняшний день в число активов группы ОНЭКСИМ входят: «Уралкалий», ОК «Русал», УК «Интегро», «Квадра», ОПИН, страховая компания «Согласие», медийный проект СНОБ, РБК, банк «Международный финансовый клуб», «Ренессанс Кредит», «Оптоган» и др.

По словам руководителя юридической компании «Налоговик» Антона Соничева, перевод всех активов в Россию чреват для Прохорова большими потерями. Ведь в России Прохоров и его группа ОНЭКСИМ будут вынуждены платить 20% с прибыли компании, а также НДС.

— Никто из непосвященных в дела ОНЭКСИМа не знает, как между собой согласуются и взаимодействуют компании этой структуры, а на открытых данных тяжело судить о потерях, но и они выглядят довольно существенными, — поясняет Соничев.  

Например, по словам Соничева, РБК до уплаты налогов в 2011 году (на тот момент  ОНЭКСИМ через офшоры владел 51% акций, сейчас 60%) показывала прибыль в 524 млн рублей при существенном росте выручки. Это значит, что потери при переводе компании под российскую юрисдикцию могли бы составлять более 50 млн рублей в год.

— Но, как правило, основной проблемой при переводе бизнеса из одной страны в другую становятся не потери на налогах, а получение разрешений и согласований от партнеров, — говорит Александр Захаров, партнер Paragon Advice Group.

Например, Михаил Прохоров так до сих пор и не сумел перевести под российскую юрисдикцию команду НБА «Бруклин Нетс». Хотя переговоры об этом начались еще год назад.

По словам пресс-секретаря Михаила Прохорова Татьяны Кособоковой, процесс перевода активов в Россию "находится в компетенции юристов ОНЭКСИМа".

— Процесс этот долгий, юристы им занимаются, — заявил руководитель пресс-службы ОНЭКСИМа Андрей Беляк. 

Известия // понедельник, 21 апреля 2014 года

Ё-мобиль увяз в деле «Росагролизинга»

Ё-мобиль увяз в деле «Росагролизинга»Завод «Яровит Моторс», стратегический партнер олигарха Михаила Прохорова в проекте по созданию народного автомобиля, оказался на грани банкротства

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров



Новости сюжета «Дело «Росагролизинга»»:

реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке