Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин заверил, что сил и средств для борьбы с паводками в регионах достаточно
Мир
В Великобритании указали на неспособность поддержки Запада помочь Украине
Мир
В МИДе указали на готовность РФ помочь Африке в цифровизации
Мир
ЕК выплатила Украине второй транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
Общество
В Госдуме подготовили поправки об увеличении наказания за диверсии до 35 лет тюрьмы
Политика
Песков подтвердил позицию Москвы по санитарной зоне для защиты от ВСУ
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Депутат рады сообщил об увеличении на 15 тыс. числа пограничников на Украине
Мир
В ЕК указали на продолжение применения директивы по защите украинских беженцев
Общество
Пожар на железнодорожной цистерне под Симферополем ликвидирован
Происшествия
Уровень воды в Ишиме в тюменском селе Абатское достиг 980 см
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Шесть сотен страниц криминально-интеллектуального «Ёбурга»

Новая книга писателя Алексея Иванова — сборник документальных рассказов из реальной жизни столицы Урала
0
Шесть сотен страниц криминально-интеллектуального «Ёбурга»
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Cпустя 10 лет после публикации роман «Географ глобус пропил» был экранизирован, и с этих пор жаловаться писателю Алексею Иванову на отсутствие внимания публики не приходится. После просмотра фильма и прочтения текста многие, ожидая от автора очередных грустноватых приключений провинциальных интеллигентов, бросились к другим его текстам, да не тут-то было. Словно нарочно отмежевываясь от жанра, принесшего ему популярность, Иванов в прошлом году выдал масштабную «Горно-заводскую цивилизацию» — новую глыбу в своем любимом «ураловедении». Тем самым, вольно или не очень, подчеркивая свою миссию — славить родной Урал не щадя живота своего. И только что вышедшая книга «Ёбург» — документально-сентиментальное повествование с элементами детектива — тому подтверждение.

Лихое название «Ёбург» приклеилось к городу Екатеринбургу после того, как в 1991 году он вернул свое истинное название, перестав быть «совковым­» Свердловском. Поначалу нагловатое обозначение звучало только в устах его жителей, но постепенно прижилось и пошло гулять в народ.

В разные времена и в разном контексте — будь то «свердловский рок» мятежных 1980-х или криминальные войны лихих 1990-х — Ёбург не так уж сильно уступал Москве и Питеру. Сам Иванов неустанно подчеркивает, что относить уральскую столицу к категории российской провинции решительно нельзя, и всячески это подчеркивает каждой главой и страницей.

С постреволюционной историей так же, как и с временами правления Ельцина, автор разбирается тезисно и переходит к самому интересному: политической-творческой-криминальной истории города и его жителей, среди которых ярких и необычных персонажей оказывается пугающе много. Из андеграундных глубин всплывает «Наутилус Помпилиус», громыхают автоматы и визжат тормоза «девяток» бандитов с «Уралмаша», расправляет паруса флотилия «Каравелла» детского классика Владислава Крапивина, делят кресла глав города и края Чернецкий и Россель, а тут же рядом мутит свои вернисажи добрый Старик Букашкин.

Материал для книги Иванов собирал кропотливо и досконально. Работая в архивах, прибегая к помощи участников событий, находя какие-то очень верные слова и акценты, благодаря которым жизнеописание города превращается в настоящий приключенческий роман. Стоит учесть, что все истории — не выдуманные, и от этого становится еще интереснее.

Многие ли знают, что одни из первых в стране МЖК (молодежных жилищных комплексов) возводил еще в 1980 студент УПИ Евгений Королев, а 13 лет спустя именно этот вуз подарит миру кузницу кадров для  самых рейтинговых юмористических проектов — команду КВН «Уральские пельмени»? Многие ли, кроме самих горожан, вспомнят сейчас имена романтиков перестройки Геннадия Бурбулиса и Юрия Самарина, лихого командира «афганца» Владимира Лебедева, актрису-неудачницу из бессмысленного шоу «За стеклом», купюры «уральского франка» бизнесмена Антона Бакова, дни «винного бунта» 1989 года, безумную идею Уральской Республики?

Описывая времена и нравы в мягкой повествовательной манере, напоминающей типичный разговор по душам, Иванов редко дает своим героям однозначные оценки (разве только когда речь идет о конченных отморозках). Его интересуют в первую очередь личности. По-уральски крепкие, уверенные, матерые, чья успехи и поражения — следствие биографии, той, которую они сами себе и создавали.

Писателю Иванову куда комфортнее среди художественных работ Михаила Брусиловского и Виталия Воловича, стихов поэтов Бориса Рыжего и Романа Тягунова, чем среди разборок «детей шагающих эскаваторов» Александра Хабарова и рейдера Павла Федулева, но придется потерпеть. Без каждого из них не получится образ города — уральской столицы, держащейся на плечах мужиков вроде веселого режиссера Николя Коляды, решительного бизнесмена-«небоскребостоителя» Андрея Гавриловского и, конечно же, нынешнего мэра Екатеринбурга — надежного, как кремень, Евгения Ройзмана.

«Удивительно, что решения Ёбурга часто оказывались более остроумными или более адекватными, чем решения Москвы или решения российской провинции»  — пишет в заключительных строчках книги Алексей Иванов. Своим «Ёбургом» он это доказывает. Убедительно. 

Комментарии
Прямой эфир