Cаудовский друг неоконов покинул свой пост

Ветры перемен проносятся над Ближним Востоком. Коснулись перемены и самой консервативной страны региона — Саудовской Аравии. Так, на прошлой неделе весь мир облетела сенсационная новость: отправлен в отставку президент Службы общей разведки королевства принц Бандар бин Султан, де-факто третье лицо в государстве.
Бандар бин Султан ответственен за тайную дипломатию Эр-Рияда, за деятельность спецслужб. Став главой разведки Саудии в июле 2012 года, принц развил особую активность в деле свержения сирийского президента Асада. Например, бин Султан оказывал масштабную и всестороннюю помощь самым радикальным силам, сражавшимся против Асада. Во многом именно благодаря стараниям бин Султана Сирия была наводнена головорезами-исламистами изо всех уголков планеты.
Принц также известен как основная фигура, представляющая в Эр-Рияде американских неоконов-республиканцев. Он был послом королевства в США в течение 22 лет. Еще его связывает теснейшая дружба с Дж. Бушем-младшим. Благодаря этой дружбе саудовский дипломат-разведчик даже получил прозвище Бандар-Буш.
Глубокая, можно сказать, интимная связь с неоконами, очевидно, сказалась на курсе, который проводил принц. Он стал одним из главных противников политики разрядки в отношениях США с Ираном, которую проводит нынешняя администрация Вашингтона. Кроме того, Бандар стремился к тому, чтобы Америка осуществила интервенцию в Сирию, повторив то, что сделал Дж. Буш в отношении Афганистана и Ирака. С этой целью принц даже организовал беспрецедентную провокацию в пригороде Дамаска с широким применением химического оружия. Обама едва сумел избежать вовлечения США в эту войну. Хотя принц не сумел достигнуть поставленных целей, всё же он оказался в выигрыше, ослабив политические позиции своих противников-демократов. Но праздник на его улице оказался не слишком долгим.
Одной из главных целей Белого дома после сирийского обострения в августе-сентябре 2013 года стало устранение Бандар бин Султана с его поста. Желанию Вашингтона избавиться от бин Султана способствовало и заметное ухудшение отношений с Саудией, всё еще являющейся одним из главных союзников США в районе Персидского залива. Принц Бандар был одним из главных препятствий на пути нормализации отношений по линии Вашингтон–Эр-Рияд.
Однако принц пал не только из-за давления США. Дело в том, что в Саудии — плачевная «династическая ситуация»: правителю страны 90, он тяжело болен, тогда как наследнику 79, и состояние здоровья последнего таково, что умереть он может даже раньше короля. Королевская династия переплюнула даже брежневское политбюро не только относительно возраста и болезней, но также интеллектуальным могуществом. У наследника, кронпринца Салмана, по-видимому, обостряется деменция — старческое слабоумие.
Главными соперниками в борьбе за трон выступают клан Судейри и группировка короля Абдаллы. В руках Судейри находятся армия, полиция и спецслужбы, а сын Абдаллы Митаб командует Национальной гвардией, контролирующей нефтеносную Восточную провинцию КСА.
Бандар-Буш является представителем клана Судейри. Сам он не имеет права занять престол, но он прокладывал путь для министра внутренних дел Мухаммеда — сына недавно умершего принца Наифа. Бандар же выступал не только против клана Абдаллы, но и против его союзников — аль-Джилюви. Последние обладают серьезными позициями в Восточной провинции и недовольны тем, что губернатором этой стратегической территории вместо них стал представитель Судейри.
Именно Бандар заявил о пересмотре отношений между Саудией и США, став вдохновителем «сирийского» курса в Ираке — провокации в стране конфликта между суннитами и шиитами. Более того, Бандар также придумал переместить на территорию Ирака действующую в Сирии экстремистскую группировку ИГИЛ, связанную с «Аль-Каидой». Последнее никак не могло понравиться Вашингтону, недавнему «замирителю» Саддама Хусейна.
В итоге гиперактивность 65-летнего принца сыграла против него. Новых союзников — гарантов политического статус-кво в Саудии — Бандар не нашел. (Да и не мог найти.) А миллиарды долларов, потраченные королевством на свержение режима в Дамаске, должного эффекта не дали: войска Асада в большинстве случаев либо удерживают имеющиеся позиции, либо переходят в наступление. Отсутствие результатов политики бин Султана в Сирии и ухудшение отношений со Штатами, которые являются главным спонсором саудовского режима, позволили противникам принца провести процедуру его отстранения от руководства внешней разведкой КСА.
Признаки скорой отставки Бандара появились уже в начале этого года.
По сообщению информагентства France Presse, еще в феврале саудовское правительство изъяло «сирийское досье» из компетенции Бандара в пользу выше упоминавшегося министра внутренних дел принца Мухаммеда ибн Наифа аль-Сауда.
Затем, в конце марта, Обама совершил визит в Эр-Рияд и встретился с королем в присутствии членов «Совета преданности», которые избирают нового короля и его наследника после смерти монарха. Вернувшийся из-за границы после двухмесячного лечения принц получил от Абдаллы «увольнительную».
Ясно, что отставка бин Султана не приведет к отказу Саудии от поддержки врагов аль-Асада. Однако позиция королевства в данном вопросе уже сейчас корректируется. Теперь оно оказывает финансовую и военную помощь относительно умеренным врагам режима в Дамаске и лишает ее сторонников пресловутой «Аль-Каиды». Таким образом, позиции Эр-Рияда и Вашингтона по сирийской проблеме сближаются.
Это подтверждается сообщением газеты Wall Street Journal о том, что власти США и Саудии координировали и осуществляли контроль над поставками противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) американского производства в Сирию. Их получателями стали представители одной из группировок Свободной сирийской армии, которую на Западе считают умеренной. В будущем поставки в Сирию современного оружия планируют увеличить. Это едва ли поможет повстанцам разгромить Асада, но в состоянии затянуть сирийский конфликт, что вполне удовлетворяет противников режима в Дамаске.
В самом королевстве отставка принца Бандара существенно снижает шансы Мухаммеда бин Наифа на занятие высшего поста и повышает ставки сына короля Абдаллы Митаба.
При этом уход Бандара никак не повлияет на региональное лидерство Эр-Рияда в области военных расходов и его активную борьбу с экстремистами внутри страны. Их продолжают арестовывать и казнить за причастность к террористической деятельности. Последний приговор террористам вынесен.