Гран-при Dance Open отправился в Амстердам

Международный фестиваль балета Dance Open в пятый раз назвал победителей. По традиции солисты ведущих трупп мира выступили в гала-концерте, после чего состоялось награждение — не столько по итогам выступления, сколько по совокупности заслуг. Лучшим вручили хрустальные призы, которые артисты именуют «ножками Павловой».
— Мы наградили далеко не всех, кого хотели. Призов меньше, чем отличных танцовщиков, — сказал «Известиям» член жюри, глава Венского балета Мануэль Легри. — Но у ребят есть шанс приехать в следующий раз и получить свой приз.
На вопрос, чем жюри руководствуется при выборе сильнейших, Легри, улыбнувшись, сказал, что им, судьям, просто кто-то нравится, а если нравится — надо отмечать.
Гран-при удостоилась солистка Национального балета Нидерландов Анна Цыганкова. Уроженка Сибири сделала в Голландии неплохую карьеру, приз ей вручал сам Ханс ван Манен: живой классик в этом году председательствовал в жюри. В его балетах Анна блистает в Амстердаме, хотя на гала-концерте в Петербурге в паре с Мэтью Голдингом решила исполнить «Сюиту Делиба» в постановке Хосе Мартинеса.
В номинации «Мисс выразительность» первенствовала солистка Американского балетного театра Мисти Копланд. В композиции «Паганини», поставленной Марсело Гомесом, девушке удалось изобразить одновременно скрипку, скрипача и респект публике, лишь считанные разы повернувшись к залу спиной.
«Мистером выразительность» стал солист Мариинского театра Владимир Шкляров, представивший «Классическое па-де-де» Баланчина (партнерша — Виктория Терешкина). Лауреат поблагодарил за свой успех жену Машу и лично Юрия Фатеева. Исполняющий обязанности заведующего балетной труппой Мариинского театра в этот вечер совершил стремительное карьерное восхождение. Во время представления жюри он лишился приставки «и.о.», а в речи Шклярова и вовсе прозвучал как «художественный руководитель». Есть над чем задуматься Валерию Гергиеву.
Самыми виртуозными танцовщиками были признаны Кристина Кретова и Семен Чудин. Им же стоило вручить приз за креативность, если бы таковой имелся. Танцовщики из Большого театра единственные из участников гала представили премьеру: па-де-де с зажигательным названием «Электрик». Фрагмент из балета Мариуса Петипа частично по архивным записям, а более по ходу собственной фантазии воссоздал худрук фестиваля Василий Медведев.
Он же вместе с генеральным директором Dance Open Eкатериной Галановой вышел объявлять результаты в номинации «Лучший дуэт». Победили c фрагментом из «Корсара» Яна Саленко (Берлинский балет) и Джозеф Гатти, находящийся в статусе свободного солиста. Яна, в активе которой уже есть гран-при форума, не скрыла изумления по поводу своего очередного триумфа. «Мы только вчера собрали это па-де-де», — призналась она.
Приз зрительских симпатий разделили Реми Вортмейер с собственной композицией на темы Жака Оффенбаха и Йоэль Карреньо с па-де-де Дианы и Актеона из «Эсмеральды» (партнерша — Иоланда Кореа). Награды улыбчивым молодым людям вручила серьезная Алиса Гребенщикова. Актриса напомнила собравшимся, что балет не только прекрасное, но и тяжелое занятие.
Гала-концерт и церемония награждения — по традиции самые яркие события Dance Open. Однако на сей раз их превзошли спектакли фестивальной программы, увенчавшиеся вечером Национального балета Нидерландов. В афише значились опусы Ханса ван Манена. Маэстро, уже отметивший 80-летие, помимо известных сочинений представил премьеру — «Танцы с арфой» для арфиста и трех пар, где еще раз доказал, что в искусстве соединять движение с музыкой ему сегодня нет равных.
В свою очередь, Dance Open, пригласив к участию таких мастеров, подтвердил свое фестивальное лидерство. С тех пор как Мариинский фестиваль балета превратился в выставку собственных достижений, Dance Open остается единственным балетным фестивалем России, позволяющим ознакомиться с танцевальной жизнью мира, не выезжая за пределы страны.