Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Когда горело гетто

Журналист Максим Соколов — об одесском пожарище и человеческом перерождении
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Одесский погром 2 мая 2014 года войдет в число самых черных страниц Европы (куда так устремляется новая Украина), потому что когда сторонники единства нации поджигают здание с находящимися в нем людьми и добивают пытающихся вырваться из огня — с 1945 года Европа такого не знала. Азия и Африка — бывало, так что украинцы если идут шляхом, то все больше африканскiм. 

Обозревая же годы, когда Европа тоже такое знала, позднейшие исследователи исторических свидетельств о погромах сильно впечатляются реакцией публики. Порой даже не остервенело упоенной — это скорее непосредственные исполнители, — а добродушно любопытствующей, как живое человеческое мясо шкворчит в огне и как изобретательно добиваемые жертвы пребывают в смертной агонии. 

По каковому поводу свидетели погрома сыплют остроумными шутками и прибаутками — радуются «запеканию колорадов» и каламбурят: «В Запорожье замесили пирог из сепаратистов, а в Одессе запекли». Если бы это была бесноватая депутатка Фарион — «Ну, що? Врятував вас ваший Путін, дебіли? І так буде з кожним конченим сепарастом! Ігри скінчилися. Продовжуйте горіти, тепер вже у пеклі», — можно было бы сказать, что пекельная злоба проступает у ней на лице и вообще депутатка вызывает в памяти гоголевские строки: «Нет такого слова на свете, которым бы можно было его назвать. Его жгло, пекло, ему хотелось бы весь свет вытоптать конем своим, взять всю землю от Киева до Галича с людьми, со всем и затопить ее в Черном море». 

Но в том и ужас, что в большинстве своем это обычные люди. По крайней мере, еще 1 мая с.г. обычные. Просто грань между обиходными и грешными человеками и сладострастными злыми насекомыми пролегает через каждое людское сердце, и эта грань значительно более преодолима, чем принято думать. 

В фотографических свидетельствах Львовского погрома 30 июня — 2 июля 1941 года  запечатлены не только страдания жертв, но и жадное любопытство зрителей. Еще вчера бывшими добропорядочными львовскими горожанами, а нынче превратившимися в кровоядных тварей, с интересом наблюдающих за изобретательным умерщвлением жидов и жидовок. 

Примерно та же картина наблюдалась 25 июня 1941 года в Каунасе — еще до вступления в город германских войск. С огоньком, с творчеством, с любопытством и с торжеством европейских начал. 

2 мая 2014 года в Одессе — на той же линии. Зверь, сидящий внутри каждого человека, точно так же сорвался с  цепи, прочность которой была преувеличена. 

Вся разница только в том, что в 1941 году фейсбука и инстаграма еще не было (впрочем, любительские фотокамеры уже были), а в 2014 году жадная до кровавых зрелищ толпа уже была снабжена различными гаджетами, позволяющими сохранить в интернете интересное развлечение и свои интересные комментарии. 

Как писал А.Я. Аронов, «Когда горело гетто, // Когда горело гетто // Четыре дня подряд, // И было столько треска, // И было столько света, // И все вы говорили: // «Клопы горят».

С заменой клопов на колорадских жуков разница между 1943 годом, когда давили восстание в Варшавском гетто, и сегодняшним днем не так уж и велика. 

Комментарии
Прямой эфир