Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Эксперт назвал стратегическую значимость партнерства России и Китая
Общество
В Рослесхозе рассказали о прогнозе пожарной обстановки в регионах в конце мая
Мир
МВД России объявило в розыск бывших глав МИД и полиции Эстонии
Общество
Синоптики спрогнозировали в Москве до +20 градусов и небольшой дождь 16 мая
Мир
Франция объявила о вводе войск в Новую Каледонию
Мир
Вице-премьер Словакии Тараба заявил об отсутствии угрозы для жизни Фицо
Экономика
Работодатели начали помогать сотрудникам с кредитами
Мир
СМИ рассказали о допросе полицией супруги стрелявшего в премьера Словакии
Происшествия
Гладков сообщил о двух пострадавших в результате обстрела ВСУ жителях Шебекино
Армия
Гвардии младший сержант Соловьев спас восьмерых раненых товарищей
Мир
В Финляндии на фоне покушения на премьера Словакии усилят меры безопасности
Мир
В Словакии сообщили о введении Фицо в состояние искусственной комы
Экономика
Нейросети РЭО обнаружили более 3800 нарушений на мусорных полигонах в РФ
Спорт
«Зенит» победил ЦСКА и вышел в суперфинал Кубка России по футболу
Общество
На KazanForum открылась выставка инвестиционных и инфраструктурных проектов
Армия
Сирийский военный погиб в результате снайперского обстрела со стороны боевиков
Происшествия
Развожаев сообщил о работе ПВО в Севастополе

«Точка невозврата есенинских мест еще не пройдена»

Нерегулируемая застройка и пробелы в законодательстве угрожают потерей исторического облика родного села Сергея Есенина и других исторических памятников
0
«Точка невозврата есенинских мест еще не пройдена»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Давашкин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Село Константиново в Рязанской области — малая родина Сергея Есенина, в самом центре его ныне расположен музей поэта. Причем не просто музей, а музей-заповедник, так как к достопримечательностям, имеющим отношение к Есенину, отнесены не только сохранившиеся или восстановленные строения, имеющие отношение к именитому уроженцу здешних мест, но и ландшафт.

— По большому счету этот вид на реку Оку и ее берега и есть наша главная экспозиция. Здесь всё осталось таким же, как и при жизни Сергея Александровича. Эти пригорки, эти два поворота реки. Даже та небольшая плотина. Ее строили в 1912 году, и Есенин писал о строительстве в своих письмах, — стоя под внезапным майским снегом, говорит глава отдела маркетинга и связей с общественностью музея-заповедника Ирина Агапова.

«Точка невозврата есенинских мест еще не пройдена»«Точка невозврата есенинских мест еще не пройдена»Музейный маркетолог — в первую очередь музейный и лишь потом маркетолог. Ирина страницами цитирует по памяти Есенина, гладит высаженное поэтом дерево, называя его при этом «наш тополь», и тяжело вздыхает при вопросе о некоторых жителях села, которые строят коттеджи, нарушающие исторический облик Константиново.

Собственно, большая часть села непосредственно к заповеднику не относится. На заповедных землях разместились восстановленные сельская школа поэта, его родной дом, домик сельского священника и уцелевшая помещичья усадьба Кашиной с аллеями и парком. Но почти все окрестности заповедника входят если не в охранную, то в зону регулируемой застройки или охраняемого природного ландшафта. Правила пользования этими зонами не такие строгие, как в случае с заповедником, но тоже довольно жесткие. Так, музей через суд добился приостановки строительства и сноса здания, расположенного в сотнях метров от заповедника на другом берегу Оки. Основание для сноса — нарушает исторический ландшафт места. Грубо говоря, при Есенине тут никакого дома не было и сейчас быть не должно.

«Точка невозврата есенинских мест еще не пройдена»«Точка невозврата есенинских мест еще не пройдена»И таких судов идет немало. Самый громкий из них касается новостройки, возведенной сразу за домом священника Смирнова, крестившего поэта и долгие годы поддерживавшего с ним дружескую связь. Купившие участок в Константиново москвичи построили коттедж, буквально нависающий над восстановленной избой сельского батюшки. Понятно, что яркое строение из современных материалов никак не вписывается в исторический облик села, и именно на этом основании музей выиграл суд против домовладельцев, обязав их снести коттедж или перестроить его. Но дом до сих пор стоит.

«Точка невозврата есенинских мест еще не пройдена»«Точка невозврата есенинских мест еще не пройдена»— Ждем. Если в июле не начнут наши соседи решать вопрос, будем обращаться к судебным приставам, — объясняет директор музея Борис Иогансон. — Мне проще, чем предыдущим директорам. Они были местными и как-то по-свойски решали проектные вопросы, тем более что до 2009 года музей-заповедник имел право принимать участие в процессе согласования сельской застройки. Я вообще считаю, что надо принять единый регламент застройки здесь. Может, даже разработать несколько вариантов готовых проектов, на основании которых только и можно будет проводить строительство. Включить в список разрешенных проекты подороже и подешевле. Чтобы каждый мог по своему кошельку выбрать. А то строят тут кто во что горазд.

По словам Иогансона, дома, которые потом суды требуют снести, появляются в есенинских местах в первую очередь из-за несовершенства законодательства.

«Точка невозврата есенинских мест еще не пройдена»«Точка невозврата есенинских мест еще не пройдена»Отчасти сохранению есенинских мест помогло вышедшее в 2006 году постановление правительства Рязанской области, установившее границы музея, но лишь отчасти. Дело в том, что территорией музея в нем объявлены 37,7 тыс. га земли на территории сразу двух районов региона —  Рыбновского и Клепиковского. При этом документ не конкретен, в нем отсутствуют точные координаты характерных (поворотных) точек, границ охранных зон, из-за чего постоянно возникают вопросы у проживающих на охраняемой территории людей. 

Но теперь, обещает министр культуры и туризма Рязанской области Виталий Попов, положение изменится.

«Точка невозврата есенинских мест еще не пройдена»«Точка невозврата есенинских мест еще не пройдена»— При губернаторе области создана рабочая группа, в состав которой вошли общественники, историки, краеведы, музейные работники. Главный результат на сегодняшний день — выявление достопримечательного места «Есенинская Русь». Границы его будут соответствовать тем, что были установлены постановлением 2006 года, но будут уточнены предмет охраны, режимы использования земель и градостроительных регламентов, — пояснил министр.

По его словам, в непосредственной близости к музейным постройкам по-прежнему нельзя будет строить высотные коттеджи, только реплики старых архитектурных форм. На окраинах села требования не такие жесткие, но строительство домов, диссонирующих с окружающим ландшафтом, нарушающих облик и характер традиционной исторической застройки, также будет недопустимо.

«Точка невозврата есенинских мест еще не пройдена»«Точка невозврата есенинских мест еще не пройдена»— Понятно, что полностью воссоздать облик села, каким оно было в конце XIX — начале XX века, уже не получится. Если посмотреть на фотографии тех времен, то мы увидим там покосившиеся избы, частоколы. Разумеется, сейчас люди в таких домах жить не будут. Но «вилл» тоже здесь быть не должно. И мы активно контролируем ситуацию, еженедельно проводим мониторинг охраняемых есенинских мест. Есть прецеденты остановки строительства на фазе котлована, факты сноса уже построенных частей домов, — говорит Виталий Попов.

По его словам, идея директора Иогансона о нескольких вариантах готовых проектов разрешенных к строительству зданий не так уж утопична и уже реализуется в музее-заповеднике другого русского классика — в усадьбе Льва Толстого «Ясная Поляна».

«Точка невозврата есенинских мест еще не пройдена»— Пора активно браться за дело.  К счастью, точка невозврата еще не пройдена и есенинские места по-прежнему привлекают сотни тысяч посетителей, — считает Борис Иогансон.

Он уверен, что новый статус — «достопримечательное место», с четким регламентом всех возможных изменений в каждой из его точек, — не только сохранит есенинские места, но и облегчит жизнь селянам. Ведь сейчас, в ситуации правовой неопределенности, даже уже идущее строительство гидроузла, предназначенного для обеспечения водой в том числе музея в Константиново, может быть признано противоправным. Более того, даже площадь кладбища на законных основаниях расширить нельзя.

«Точка невозврата есенинских мест еще не пройдена»

Комментарии
Прямой эфир