Мэрии предложили учредить должность велоомбудсмена

В правительстве Москвы может появиться уполномоченный по правам велосипедистов. С предложением об учреждении новой должности в мэрию обратилось движение «Русвелос» и «Общественный велоконтроль». Как рассказал «Известиям» инициатор проектов Петр Дворянкин, предполагается, что новый чиновник станет координировать работу департаментов транспорта, культуры и других ведомств в части развития велоинфраструктуры, а также контролировать расходы и качество работ по этому профилю. Он также сообщил, что планирует обсудить инициативу лично с мэром во время городского праздника «Велобульвар» 18 мая.
Дворянкин пояснил, что сейчас развитием столичной инфраструктуры и организацией культурной программы для двухколесного транспорта занимаются несколько департаментов, не скоординированных между собой.
— Например, развитием велопешеходных и парковых зон занимается департамент культуры, маршрутизацией велодорожек — департамент транспорта, их прокладкой в лесопарковых зонах — департамент природопользования, многие строительные вопросы регулирует департамент капремонта. Они мало связаны между собой, — отметил он. — Появление координатора упростит, ускорит и повысит качество их работы.
По словам Дворянкина, к омбудсмену смогут обращаться велоактивисты, контролирующие качество развития инфраструктуры.
— Например, дорожки вдоль Ленинградки и Ярославки все в ямах и колдобинах и элементарно не соответствуют требованиям безопасности. На велодорожках вдоль набережных есть опасные люки для стока дождевой воды, где можно застрять колесом, — сообщил он. — Нужен человек, который станет решать такие проблемы.
Также предполагается, что уполномоченный по правам велосипедистов будет контролировать расход бюджетных средств на профильные проекты.
— Как и всё новое, строительство дорожек, парковок для двухколесного транспорта вызывает много вопросов. Например, недавно мэрия объявила тендер на разработку предложений по улучшению пешеходной доступности улиц и развитию велосипедной сети города. Начальная цена вопроса — более 78 млн рублей, и некоторые считают ее завышенной, — рассказал Дворянкин.
Он пояснил, что в «Общественном велоконтроле» стоимость предварительно считают обоснованной, но уверены в необходимости отслеживать такие проекты во избежание нецелевого расходования средств.
Гендиректор агентства «Астрея» Алексей Бардаков пояснил, что на данный момент общественность не имеет доступа к финансовой информации о ходе реализации проектов.
— Велоинфраструктура сейчас всё больше развивается, финансирование увеличивается. Соответственно нужно лицо, на которое будет возложена функция контроля за соблюдением справедливости, законности и интересов с каждым днем растущей группы велосипедистов, в том числе и контроль за расходами, этим и займется омбудсмен, — считает Бардаков.
Куратор направления «Пешеходы и велосипедисты» Московского центра борьбы с пробками Диана Хакимова уверена, что уполномоченный по правам велосипедистов в мэрии необходим.
— Все департаменты, участвующие в организации велоинфраструктуры, сейчас работают, как лебедь, рак и щука. При этом ни один не отвечает за итоговый результат, — говорит Хакимова.
Также она обратила внимание на то, что за рубежом должности уполномоченного по правам велосипедистов или аналогичной не существует — там с его функциями справляются общественные организации.
— Например, в Сан-Франциско есть «Велоальянс», лоббирующий интересы владельцев двухколесного транспорта. Чиновники обсуждают с представителями организации новые проекты и учитывают их мнение, — подчеркнула Хакимова. — У нас тоже происходят обсуждения, но с мнением общественности власти не считаются. Поэтому и нужен омбудсмен.
Юрист Петр Добров, напротив, в учреждении новой должности смысла не видит.
— Сейчас просто стало модно назначать различных уполномоченных по правам. Фактически же велосипедистов никто не притесняет, их права регулируют правила дорожного движения, за качество дорог должен отвечать департамент транспорта, — считает Добров.