Новости, деловые новости - Известия
Суббота,
25 июня
2016 года

У Первой мировой женское лицо

Фильм о «батальоне смерти» выйдет в прокат осенью

фото предоставлено съемочной группой

Российских фильмов о Первой мировой войне мало. Особенно в сравнении с кино о Второй мировой. Перед ужасами фашизма реальность 1914–1918 годов как будто меркнет. Очевидцев Первой мировой уже нет на свете, а в истории ее так много пробелов и вопросов, что это поистине «неизвестная война».

Свой вклад в заполнение пробелов решил внести Игорь Угольников — автор идеи и генеральный продюсер полнометражной картины «Батальон смерти». Съемки завершились в апреле, сейчас фильм в стадии постпродакшн. Он должен быть готов к 1 августа — когда исполнится 100 лет после того, как Германия объявила войну России. Выпускать «Батальон смерти» в широкий прокат решено осенью.

предоставлено съемочной группой

Работая над фильмами «В июне 41-го» и «Брестская крепость», Угольников, по его словам, задумывался над причинами Второй мировой и пришел к выводу, что она — неоконченная Первая мировая. В качестве режиссера он пригласил Дмитрия Месхиева, которому военная тема тоже не чужда: его звездным часом стал фильм «Свои».

При разработке сюжета авторы картины явно хотели опровергнуть постулат: «У войны не женское лицо». Сценарий Ильи Авраменко — о «батальоне смерти», организованном в Петрограде в 1917 году из представительниц слабого пола. Возглавила батальон Мария Бочкарева. Эту уникальную женщину, прошедшую блистательный путь от крестьянки до воина, играет Мария Аронова.

предоставлено съемочной группой

предоставлено съемочной группой

Насколько слабый пол в военно-полевых условиях остается слабым — отдельный вопрос. Для сценария, конечно, выгодней, чтоб таковым оставался — сложно представить себе современный игровой фильм без любовной линии, пусть даже наголо стриженые женщины-бойцы и кажутся самыми что ни на есть мужчинами.

— «Батальон смерти» создавался под эгидой «патриотическое кино», но при этом он существует между разными жанрами, — сказал «Известиям» исполнитель роли Керенского Марат Башаров. — В чем-то это мелодрама, потому что наша история и про любовь. В чем-то комедия, даже фарс. В чем-то фильм ужасов, ибо ужасы сопровождают любую войну. 

Как признался актер, самым сложным для него оказалось передать харизму персонажа.

— Да, сохранились фото, кинохроника. Но ведь они не передают энергию, позволявшую Керенскому манипулировать и отдельными людьми, и целыми батальонами, и историей вообще. Трудно сыграть человека, убеждающего женщин идти на смерть. Идти защищать страну вместо мужчин. В моем персонаже должно быть то, что заставило героинь Марии Ароновой, Марии Кожевниковой, Ирины Рахмановой, Янины Малинчик и многих других поверить ему.

предоставлено съемочной группой

предоставлено съемочной группой

Авторы картины серьезно отнеслись к историческому антуражу. В этом могли убедиться петербуржцы, ставшие свидетелями съемок. Последние съемочные дни прошли на территории Инженерного замка, где базировался батальон. Солдаты с винтовками, прогуливающиеся аристократы, снующие разночинцы, бабы в платках — словно машина времени сделала Петербург Петроградом.  

— Чтобы можно было снимать в ключевых точках города, Угольникову пришлось договариваться с властями, — сказал «Известиям» креативный продюсер картины Евгений Айзикович. — Благодаря Сергею Шойгу разрешили перекрыть Дворцовую площадь, а этого для киносъемок не делали со времен Сергея Бондарчука. Кстати, горожане, видя оцепленную Дворцовую и вооруженных людей, всерьез тревожились — что же происходит?

Съемки проходили под строгим наблюдением консультантов. Для батальных сцен были вырыты окопы, русские и немецкие — с соблюдением всех деталей, позволяющих различить их. Режиссер по максимуму задействовал реальную фактуру, начиная от такой грозной материи, как подлинные броневики, и кончая духовными субстанциями. В сцене присяги, когда священник призывает на воительниц Божие благословение, окропляя их святой водой, снимался настоящий служитель церкви. 

Сами условия съемок способствовали подлинному актерскому вживанию в образы персонажей. Это и колоссальные спортивные нагрузки для актрис, и стояние часами на холоде по стойке «смирно», и необходимость полностью состричь волосы (хотя изначально авторы думали обойтись хитростями гримеров-постижёров).

предоставлено съемочной группой


Как рассказала «Известиям» актриса Мария Кожевникова (а она первая лишилась роскошных волос в первый съемочный день), художник предусмотрел для нее нижнее белье, сшитое по образцам той эпохи. Правда, поверх надеты гимнастерка и шаровары и зрители этого белья не увидят. Но, по словам актрисы, сам факт его наличия дает ей особое ощущение времени.

— При всей внешней достоверности наша задача — дать образ эпохи, — заметил художник по костюмам Сергей Стручев. — Ведь я не просто взял шинели из подбора — для главных героинь я придумал шинели с более изящным кроем. Женщина даже в военном кино должна  оставаться красивой. Реконструкцией пусть занимаются музейщики, а кино создает отдельный мир. В «Турецком гамбите», над которым я работал, цветовое решение яркое, будто подсказанное палящим солнцем, а здесь мир — тусклый, пожухлый. 

Генеральный продюсер не стал называть сумму, в которую обошелся фильм, заметив, что затрат — и финансовых, и организационных — вдвое больше, чем было на «Брестской крепости». 

— Сейчас важнейший вопрос — как выстроить прокат и рекламную кампанию, — сказал Игорь Угольников. — Как правильно представить зрителю картину в  нынешней ситуации, когда фильм столь резонирует с нашей жизнью?

В самом деле, трудно сейчас прогнозировать, в каком контексте окажется фильм, когда выйдет в прокат, как жизнь подкорректирует его восприятие. Но можно сказать с уверенностью: сейчас самое время для хорошего патриотического кино.

предоставлено съемочной группой

Известия // пятница, 16 мая 2014 года

У Первой мировой женское лицо

У Первой мировой женское лицоФильм о «батальоне смерти» выйдет в прокат осенью

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров



Новости сюжета «Российское кино»:

реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке