«Годзилла» бродит по планете

В прокат выходит масштабный крупнобюджетный фильм «Годзилла» Гарета Эдвардса — очередная и на этот раз, похоже, успешная попытка переселить главное японское чудовище в американское зрелищное кино.
История новой «Годзиллы» стартует с 1999 года, когда американские шахтеры на Филиппинах обнаруживают глубокую пещеру с доисторическим сюрпризом. Одновременно землетрясение таинственного происхождения выводит из строя атомную электростанцию на одном из японских островов и из-за угрозы заражения военные эвакуируют население.
Спустя 15 лет бывший инженер-ядерщик, а ныне «городской сумасшедший» Джо Броуди (звезда сериала «Во все тяжкие» Брайан Крэнстон) подговаривает своего скептически настроенного сына Форда (перекаченный горе-супергерой из фильма «Пипец» Алан Тейлор-Джонсон) пробраться в «зараженную зону». Он уверен: правительство упорно что-то скрывает. Однако вопреки зрительским ожиданиям, ждет их там отнюдь не гигантский звероящер.
Полтора десятилетия прошло после первой американской реинкарнации легендарного монстра. Откровенно ироничная «Годзилла» Роланда Эммериха (1998) вызвала неодобрение критики и фанатов, хотя и заработала в мировом прокате почти $380 млн (при бюджете в $130 млн). Больше всего возмущались, естественно, японцы, и имели на то все основания. Хотя американский монстр и носил легендарное имя, но абсолютно игнорировал сложившуюся мифологию и выглядел как сбежавший из «Парка Юрского периода» тиранозавр.
Стоит признать, что в этот раз кинокомпания Legendary Pictures учла ошибки предшественников. Новая американская версия создавалась в тесном сотрудничестве с японской студией «Тохо» и приурочена к 60-летнему юбилею франшизы — именно в 1954 году на экраны вышла знаменитая первая «Годзилла» Исиро Хонды, за которой последовало 27 продолжений. От фильма к фильму монстр менял облик и размеры, однако всегда сохранял узнаваемые черты.
В голливудской перезагрузке Годзилла соответствует дизайну оригинала (тело — смесь тираннозавра, игуанодона и стегозавра плюс такая же «многосоставная» голова: нечто среднее между мордами собаки, медведя и орла), но полностью нарисована на компьютере. В то время как во всех японских картинах вплоть до 2004 года «Годзиллу» изображал актер в «шипастом» костюме.
Кроме того американцы, основательно заремиксовав, сохранили оригинальный рёв, легендарное «ядерное» дыхание и благородную традицию взаимовыручки с человечеством — в новой «Годзилле» заглавный монстр не единственный и отнюдь не его следует бояться людям.
В 1950-е Годзилла в аллегорический форме воплощал страх японцев перед катастрофой Хиросимы и Нагасаки, однако по иронии судьбы стал одним из самых успешных коммерческих проектов местного кинопроизводства и гордостью нации. Первоначальный экологический посыл где-то по пути затерялся и вернулся, как ни странно, только в голливудской картине.
В новой «Годзилле» нарисованная широкими мазками история воссоединения семьи ожидаемо блекнет на фоне картины разбушевавшейся природы, одновременно страшной и прекрасной в своем гневе. Ей дела нет до человека и его жалких потуг властвовать на планете.
Молодой режиссер Гарет Эдвардс последовательно проводит ту же мысль, что и в прославившем его дебюте четырехлетней давности, ультрамалобюджетном фантастическом роуд-муви «Монстры», — о равноправии отличных от человеческих форм и способов жизни.
Амбиции здесь похвальные, однако если вынести за скобки бережное отношение к предшествующей мифологии, что остается от «Годзиллы» в итоге? За вычетом пары эффектных сцен (побоище в разрушенном Сан-Франциско и десант спецназа сквозь черные тучи в «разверзшийся ад» под григорианский хорал) — довольно традиционный, хотя и качественный фильм-катастрофа с антимичуринским посылом: любите и уважайте природу, а то мало ли. Вдруг отомстит.