Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
NYT назвала Британию первой страной для сделки Трампа по тарифам
Мир
В Великобритании признали силу России и несостоятельность НАТО
Мир
Мерц назвал юридически закрытым вопрос о репарациях Польше
Общество
В Госдуме напомнили об индексации военных пенсий в октябре
Общество
ФСБ рассекретила архивы об ущербе Сталинской области от фашистских захватчиков
Интернет и технологии
В Роскачестве предупредили о росте случаев мошенничества с сим-боксами
Общество
Синоптики спрогнозировали похолодание до +11 градусов в Москве 8 мая
Происшествия
Землетрясение магнитудой 5,1 произошло у берегов Камчатки
Общество
Трофейную военную технику представили на выставке в Южно-Сахалинске
Мир
В Ватикане не смогли с первого раза избрать нового папу римского
Мир
Глава МИД Чехии заявил об отсутствии у РФ прав на памятник маршалу Коневу
Мир
Вучич заявил о безразличии по поводу реакции ЕС на его визит в Москву
Мир
Венесуэла продолжает работать над присоединением к БРИКС
Армия
Артисты ансамбля песни и пляски ЦВО поздравили жителей ЛНР с юбилеем Победы
Общество
В России начались вторые майские праздники
Армия
Российские военные отреставрировали мемориал павшим в ВОВ солдатам в ДНР
Мир
В США рассекретили еще 60 тыс. страниц из материалов об убийстве брата Кеннеди

Бесы в ловушке

Философ и культуролог Александр Павлов — об общественной дискуссии вокруг телесериала по мотивам Достоевского
7
Выделить главное
Вкл
Выкл

Премьера нового телевизионного сериала «Бесы», хотя не стала сенсацией, всё же обратила на себя взоры лучших представителей общества — тех, кто думает, мыслит, рассуждает. Между тем даже самые талантливые из этих думающих людей, какой бы красивый слог они при этом ни избрали и какими бы сами по себе одаренными ни были, о сериале высказываются даже не двумерно, а одномерно. Мол, плохо, мол, политика.

Критиков сериала оправдать легко. Дело в том, однако, что сам сериал так устроен, что не оставляет иного выбора, кроме как сказать о нем в политических выражениях, причем в самых плоских. Потому-то автору, не ангажированному той или иной «партией», ничего не остается, кроме как констатировать этот факт и попытаться посмотреть на проблему аналитически.

Что крайне сложно, ведь, повторюсь, сериал в принципе так сделан, что о нем возможно только одно высказывание, но надвое, то есть с противоположными полюсами: «Хорошо, что сериал за родину!» или «Сериал-то за родину, как так можно!».

В связи со сказанным позвольте мне предложить несколько замечаний.

Замечание первое — что-то вроде дисклеймера. Не так давно, когда мне в одной из публичных лекций пришлось рассказывать о современной сериальной культуре, то в той части, что обыкновенно отводится вопросам-ответам, я смог четко осознать, что большая часть публики категорически не приемлет не только русское кино, но и русские сериалы.

Они у прогрессивных зрителей числятся по разряду либо просто «позорных», либо как «развлечения для уралвагонзавода».

Мол, что нам этот ваш «Глухарь», когда у нас «Настоящий детектив» есть? В общем, то, что по отечественному телевидению и другие сериалы показывают, причем нашего же производства, многих сильно удивляет. Между тем, как бы и по какой причине нам «Бесы» ни не нравились, всё же согласимся, что это — не «Воронины», не «Папины дочки», не «Интерны» и даже не «Физрук».

Само по себе обращение к достойной литературе уже возвышает сериал над продукцией, созданной исключительно развлечения ради.

Так и выходит, что для молодых и активных людей сериал «Бесы», пусть всего лишь о четырех сериях, остается слепым пятном. Его в упор не видят. В то время как даже на упомянутого «Физрука» прогрессивные зрители, а не только почтенные пенсионеры и прочие поклонники телевизора, внимание обратили.

Это, впрочем, объясняется отчасти агрессивной рекламной кампанией, отчасти же — неким эпатажем, попыткой заигрывать с низкой культурой.

Отчего же так сложилось?

Здесь следует второе наблюдение. Давайте вспомним, кто же на сериал внимание обратил и в каком тоне о нем отзывался? Начнем с того, что художественные достоинства продукта и впрямь так невелики и ругать его за бесталанность — грешно. Впрочем, ничьей вины конкретно в художественной слабости сериала нет, потому что чаще всего даже примечательные продукты, которые делаются русскими режиссерами, слишком «театральные» и слишком плоские, то есть для телевидения совсем не предназначенные. И смотреть такую наигранность тяжко-тяжко.

Поэтому большая часть нашей образованной публики, то есть умеющей не только телевизор смотреть, но и перо в руках крепко держать, кратко обозвав сериал «бездарным», «убогим» или «тем, что смотреть не надо», бросилась ругать «политический посыл» автора.

И, что характерно, нельзя этих людей обвинить в том, что они неправы.

Политическое высказывание, сделанное в ущерб высказыванию художественному, заслуживает политической же критики. Поэтому монолитное выступление авангарда нашей интеллигенции если и не оправданно, то уж точно объяснимо.

Отсюда третье заключение.

Сам режиссер высказывается, что его произведение про что-то такое актуальное, что непременно символизирует предстоящий политический катаклизм. Многие «охранители», которые, может, и могли бы высказаться в поддержку сериала, на самом деле даже шанса вступиться за него не имеют. Потому что без того уже всё сделано, за них и до них.

И если сам автор считает себя интерпретатором своего произведения, где же тут работа для прочих охранителей, искусных в самой изощренной аргументации?

Отсюда и получается, что вина в том, что сериал получает плохие отзывы (причем по политическим мотивам), лежит на его авторе. Расставляя ловушку для либералов, которые непременно должны оскорбиться увиденным — и не только политическими аллюзиями, но еще и за Достоевского обидеться, — авторы сами в ту же ловушку и попадают.

Условно говоря, вырыв яму, создатели «Бесов» сразу в нее и провалились, а критики, подумав, что там медом намазано, очертя голову давай прыгать в ту же яму, чтобы конкурентам неповадно было. Так и грызут они там друг друга, в этой ловушке.

Хорошие отзывы сериал получить не может, потому что, как сказано уже, с одной стороны, «охранители» лишены аргументов в защиту культурного продукта (всё сказано за них и до них), с другой — те, кто привык смотреть сериалы не сквозь призму политических интенций автора, а с художественных позиций и, может быть, даже степени развлекательности, тоже продукт хвалить не станут — ибо политизирован, а кроме того, и не за что.

Потому что функция у сериала всего одна и бедная — быть политической ямой.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности