Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп на год продлил введенное Байденом чрезвычайное положение в США
Происшествия
В Самаре подросток на электросамокате сбил 9-летнего мальчика
Спорт
Немецкий пловец установил новый мировой рекорд на дистанции 400 м
Происшествия
Пожар вспыхнул на востоке Москвы
Мир
В Словакии осудили послов ЕС за отказ почтить память советских солдат
Мир
СМИ сообщили об обстреле корабля береговой охраны Греции турецкими контрабандистами
Армия
Операторы БПЛА нанесли поражение опорным пунктам ВСУ на правобережье Днепра
Спорт
«Трактор» сумел трижды забить минскому «Динамо» на последней минуте матча
Мир
В МИД Ирана назвали целью переговоров в Омане обеспечение национальных интересов
Мир
В Белом доме назвали встречу Уиткоффа с Аракчи продуктивной и конструктивной
Спорт
ЦСКА обыграл «Оренбург» и одержал пятую победу подряд в РПЛ
Наука и техника
Студенты из Омска создали платформу для защиты детей и пенсионеров от мошенников
Мир
Иран и США договорились о продолжении переговоров на следующей неделе
Армия
В Минобороны России сообщили о подвигах бойцов ВС РФ в зоне спецоперации
Общество
В Махачкале заключили под стражу подозреваемого по делу о взрыве газа в доме
Происшествия
По меньшей мере три человека пострадали при пожаре в жилом доме в ХМАО
Мир
На Украине от жителей потребовали «закрыть рты» на тему демобилизации

Индекс цитирования

Журналист Максим Соколов — о том, что светская слава писателей не равнозначна творческому вкладу в родной язык
6
Выделить главное
Вкл
Выкл

Цитируемость ученого автора ныне является важнейшим показателем при оценке его деятельности руководящими и добродеющими инстанциями. Например, так называемый индекс Хирша, представляющий собой интегральный показатель, в вычислении которого важную роль играет количество цитирований, породил в руководстве Минобранауки РФ сущее хиршебесие.

Интересно, однако, что оценка умственной и духовной влиятельности авторов, подвизающихся в иных областях, например в области изящной словесности, совершенно не учитывает цитируемость текстов писателя. Возможно, это потому, что Д.В. Ливанова пока не поставили руководить литературным цехом — тут он сразу бы всем Хирша в фельдфебели дал. Но пока это не произошло, раздача неувядающих лавров происходит несколько парадоксальным способом.

Например — довольно обыденный случай — некий всемирноученый герр профессор указывает, что произведения Акунина, Быкова, Рубинштейна «переживут нас на десятилетия или на столетия». Не менее обыденный случай — некий интернет-ресурс, публикуя интервью в защиту Украины, подчеркивает, что интервьюируемый А.П. Цветков не просто мужчина, приятный во всех отношениях, — такое утверждение вряд ли может быть оспорено, — но еще и «живой классик».

Вопрос о лаврах не имеет прямого отношения к общественной позиции сказанных литераторов. Например, М.Ю. Лермонтов в светском, а равно и в бытовом отношении был довольно неприятным субъектом, а о его общественно-политических убеждениях мы толком ничего не знаем. Это никак не мешает всем знать его строки «Белеет парус одинокий».

Споры о таланте и вековечном значении Б. Акунина, Д.Л. Быкова, Л.С. Рубинштейна, А.П. Цветкова etc. тоже не идут к делу, ибо de gustibus non est disputandum и вообще заходите лет через 200, тогда и поговорим. Насущнее ответить на более простой вопрос: сколько строк сказанных авторов вы в состоянии процитировать. И процитировать вольно, без натуги, в свободной беседе. Результат будет довольно плачевный: светская слава еще не равнозначна творческому вкладу в корпус крылатых фраз родного языка.

Речь не идет даже о тех же Пушкине или Грибоедове, полностью растасканных на цитаты, а равно не о Гёте, удостоенным высшей народной похвалы. Некий простой бюргер, пойдя в театр на «Фауста», выразил возмущение недобросовестностью автора: «Ну и облегчил он себе задачу: пишет одними пословицами».

Ина слава солнцу, ина слава звездам, но даже и неяркие звездочки сумели обессмертить себя, быть может, хотя бы одной строчкой — после чего тоже могли претендовать на свою долю в величии русского языка: «И славен буду я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит». Если же нет — значит, нет. Будучи сто раз гением, придется всё же проходить по разряду Потапенко и Боборыкина. Даже не гр. Дм.Ив. Хвостова, который парой строчек — но попал.

Справедливость заставляет отметить, что такая незадача, похоже, не связана ни с талантом, ни с эстетическим, а равно и политическим направлением литератора. У писателей совершенно других направлений незадача та же самая. Очевидно, у народа, у языкотворца что-то разладилось с восприятием своих звонких забулдыг-подмастерий, к какому бы из подмножеств эти подмастерья ни принадлежали. Обогащение языка словами и образами ныне идет через другие сферы — например, через кино, а поэтам остается лишь уныло наблюдать, как постепенно опадают все их рифмы, а величие степенно отступает непонятно куда.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением