Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Вашингтоне при стрельбе у школы пулей зацепило ученицу
Здоровье
В Роспотребнадзоре рассказали о защите от клещей
Мир
Посольство РФ потребовало от МИД Финляндии дать сведения о задержанных россиянах
Мир
Кандидат в президенты Литвы назвал Крым российским
Мир
Эксперты МАГАТЭ сообщили о многочисленных выстрелах возле ЗАЭС
Мир
На Украине банкам и ломбардам запретили брать в залог дроны
Здоровье
Эксперт дал советы по выбору куличей и яиц к Пасхе
Мир
Кэмерон заявил о праве Киева определять способы применения британского оружия
Общество
В Петербурге умер 29-летний актер Данила Гребнев
Мир
Глава МИД Аргентины назвала всех китайцев одинаковыми
Мир
Университет Саны предложил исключенным студентам из США учиться в Йемене
Мир
В Белом доме объяснили слова Байдена о ксенофобии в Японии
Мир
В Европарламенте назвали опасное последствие вступления Украины в ЕС
Мир
Турция выразила намерение искоренять истоки движения иракских курдов
Мир
Захарова заявила о невмешательстве РФ в дела других стран
Мир
Эрдоган сообщил о прекращении торгового оборота Турции с Израилем на $9,5 млрд
Мир
В Конго 10 человек погибли из-за взрыва бомбы в лагере для перемещенных лиц

Леонид Парфенов подобрал «Цвет нации»

В новой работе популярного тележурналиста Российская империя становится ближе как никогда
0
Леонид Парфенов подобрал «Цвет нации»
Фото предоставлено пресс-службой «Первого канала»
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

12 июня, в День России, на «Первом канале» покажут новый документальный блокбастер Леонида Парфенова «Цвет нации» — ностальгическое путешествие по России, которую мы потеряли.

Больше века назад ученый, изобретатель и энтузиаст фотографии Сергей Михайлович Прокудин-Горский затеял уникальный проект — создать для будущих поколений максимально полную фотоколлекцию достопримечательностей Российской империи. Начинание было благожелательно встречено царем, и на казенном поезде с перевозной фотолабораторией он объехал полстраны — от Русского Севера до туркестанских степей. Уже в наши дни его маршрут со съемочной группой повторил Леонид Парфенов и постарался запечатлеть те же места с того же ракурса, что и камера Прокудина-Горского.

Казалось бы, что здесь такого, кроме имени известного журналиста? Прием известный как минимум последний фильм Марины Разбежкиной «Оптическая ось» построен на таком же принципе сопоставления современности и работ известного некогда фотографа Максима Дмитриева. Главное преимущество Прокудина-Горского перед всеми остальными коллегами — он еще в начале века начал снимать цветные фотографии.

Им была разработана новая технология съемки с использованием крайне чувствительных цветных диапозитивов. Многие из его фотографий были изданы еще в царское время на видовых открытках, однако только современные технологии позволили увидеть ту Россию в ее подлинных красках.

Техническое несовершенство довлеет над нашим восприятием той ушедшей эпохи. Нам можно только фантазировать или весьма приблизительно реконструировать по обрывкам информации, как говорили люди в ту эпоху, их пристрастия в одежде и даже манеру двигаться. Из-за долгой выдержки на черно-белых фотографиях на нас смотрят «замороженные» манекены, старая кинохроника с ее 16 кадрами в секунду (вместо современных 24) превращает самое торжественное мероприятие в фарс.Леонид Парфенов подобрал «Цвет нации»

Фотографии Прокудина-Горского — тот самый долгожданный портал в иное измерение, возможность без машины времени прорваться сквозь толщу времени. Белизна городских стен, непривычно яркие цвета крестьянских сарафанов, розовые и сиреневые рубахи простых рабочих — всё это не вяжется с нашим привычным представлением о дореволюционной России.

Предпринятая Парфеновым внеочередная инвентаризация той, прокудинской «Коллекции достопримечательностей» обнаружила колоссальную недостачу — за прошедший век реки сменили русло, города кардинально преобразились, известную красавицу-церквушку Рождения Христова в селе Крохино (она мелькает в «Калине красной» Шукшина) со всех сторон обступили воды Шекснинского водохранилища.

«Цвет нации» — в лучших парфеновских традициях просветительский фильм, верность факту, предельно личное отношение. Так сложилось, что один из лучших тележурналистов страны последние лет десять по преимуществу снимает фильмы, приуроченные к знаменательным датам. «Цвет нации» — картина юбилейная вдвойне. Она была закончена еще в прошлом году, когда исполнилось 150 лет со дня рождения Прокудина-Горского и ровно 100 — с 1913 года, последнего года «затянувшегося XIX века», который сломала о колено Первая мировая.

«Мы живем уже в третьей стране за этот век, — констатирует Парфенов в своем фильме фильмов. — Мы уже далеко не Советский Союз, и тем более не царская Россия».

Пионер цветной фотографии Прокудин-Горский, как и многие, умер в эмиграции и похоронен на русском кладбище под Парижем в Сент-Женевьев-де-Буа рядом с купцами первой гильдии, кавалерами ордена Святой Анны первой степени, действительными тайными советниками. Здесь сняты последние кадры фильма «Цвет нации».

Все эти знаки отличия, звания — предмет гордости погибших людей — написаны на надгробиях на русском языке, однако для нас сегодняшних, уверен Парфенов, значат ровно столько же, сколько письмена погибших цивилизаций.Леонид Парфенов подобрал «Цвет нации»Леонид Парфенов подобрал «Цвет нации»

Комментарии
Прямой эфир