Новости, деловые новости - Известия
Воскресенье,
4 декабря
2016 года

Россиянам могут вернуть пенсионных агентов

Инициативу Госдумы пока не поддерживают Центробанк и ПФР, которые предложат гражданам дистанционный способ перевода накоплений в негосударственные пенсионные фонды

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

Госдума предлагает вернуть с 1 января 2015 года ранее действовавший порядок выбора россиянами негосударственного пенсионного фонда (НПФ) через его агентов. Сейчас это возможно только через Пенсионный фонд РФ (ПФР). Вернуть агентскую схему Центральному банку рекомендовал экспертный совет Госдумы по негосударственным пенсионным фондам и инвестированию средств пенсионных накоплений (копия протокола совещания совета есть в распоряжении «Известий»).

До 1 января 2014 года подать заявление о выборе НПФ можно было непосредственно в фонде (а также через его агентов) или в отделениях кредитных организаций (в обоих случаях НПФ и банки должны были заключить с ПФР трансферагентские соглашения). Агенты от НПФ работали по аналогии со страховыми агентами — ходили по компаниям, объясняли преимущества работы НПФ и заключали договоры на месте. Далее НПФ передавали данные о таких заявлениях в ПФР (поскольку являлись его трансферагентами), и это было командой, чтобы деньги граждан переводились в выбранные ими негосударственные фонды.

Однако с начала 2014 года данная практика была пресечена, поскольку в ПФР поступали обращения от граждан, обнаруживших, что их деньги были переведены в НПФ без их ведома — агенты, желая заработать комиссионные, пересылали данные россиян без их согласия. В результате было принято решение агентскую систему отменить. 30 декабря 2013 года президент Владимир Путин подписал закон «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений», согласно которому с 1 января заявление о переходе в НПФ гражданин должен подавать самостоятельно в Пенсионный фонд России. Кроме того, заявления о переходе из НПФ в НПФ также должны подаваться через ПФР, портал госуслуг или тот фонд, который собирается покинуть клиент. 

Новый порядок отсекает, по мнению властей, недобросовестных агентов. Но одновременно усложнилась процедура перевода накоплений в НПФ. Cейчас сначала требуется заключить договор с выбранным НПФ, затем необходимо с этим договором явиться в клиентскую службу ПФР и лично подтвердить сделанный выбор, написав соответствующее заявление.

По итогам недавнего совещания экспертный совет Госдумы по негосударственным пенсионным фондам и инвестированию средств пенсионных накоплений рекомендовал Банку России (под его контроль в рамках создания мегарегулятора перешли НПФ) обратить внимание на обеспечение «равного доступа всех участников пенсионного рынка (НПФ, включенных в систему гарантирования, банков и работодателей) к дистанционным продажам пенсионных продуктов с 1 января 2015 года». Фактически это означает, что с указанной даты на рынок совет предлагает вернуть агентов по продаже пенсионных продуктов. Также можно будет подать заявление о выборе НПФ через отделение банка — если у него заключен договор с ПФР. 

В ПФР и ЦБ выступают за реализацию несколько иного подхода.

— Пенсионный фонд не видит необходимости возвращаться к практике трансферагентских соглашений, — сообщили «Известиям» в пресс-службе ПФР. —  Вместо них фонд планирует предоставлять гражданам возможность подавать заявления дистанционно в электронном виде.  — В ближайшее время ПФР предоставит возможность подавать заявление на так называемой децентрализованной основе. Граждане с помощью квалифицированной электронной подписи смогу подавать заявление через те организации, у которых есть возможность принимать заявления в электронной форме с применением  усиленной квалифицированной электронной подписи. Сейчас досогласовываются технические вопросы, и уже этим летом такой способ подачи заявления заработает.

Кроме этого, как сообщили в пресс-службе, появится  возможность выбирать НПФ через сайт госуслуг и через кабинет застрахованного лица на сайте ПФР.  

— С оператором сайта госуслуг ПФР активно работает, а электронный кабинет застрахованного лица будет запущен в начале 2015 года, — указали в ПФР. — Такие способы подачи заявлений минимизируют возможность мошенничества, которое было нередким со стороны агентов НПФ.

В ЦБ сообщили «Известиям», что порядок выбора НПФ гражданами должен быть простым и доступным. В связи с этим Банк России поддерживает предложение о выборе НПФ через сайт госуслуг, на модернизацию которого рассчитывает регулятор. 

В НПФ, напротив, поддерживают возврат практики трансферагенстких соглашений.

— Введенные с 2014 года ограничения на право выбора НПФ доставляют значительные неудобства гражданам, а также затрудняют работу НПФ по привлечению новых клиентов, — сообщила «Известиям» исполнительный директор НПФ «ВТБ Пенсионный фонд» Лариса Горчаковская. — Сейчас гражданину, желающему перевести пенсионные накопления из ПФР в НПФ, для удостоверения своего заявления о переходе необходимо обращаться либо к нотариусу, либо непосредственно в ПФР. Мы считаем, что инфраструктура «единого окна», организованная через отделения банков по всей России, была очень удобна для клиентов. А сейчас человеку необходимо сначала заключить договор с выбранным НПФ, далее пойти лично в ПФР и написать заявление на переход. На такую нерациональную трату времени и сил идут немногие. Мы надеемся, что ситуация вскоре изменится и банкам возвратят возможность принимать заявления от застрахованных лиц, что снизит загруженность отделений ПФР. Улучшить ситуацию в части удобства для клиента также может применение электронной подписи при заключении договоров об ОПС и обеспечение полноценной работы портала госуслуг. 

В банках пока не комментируют предложенную новацию официально, однако на условиях анонимности банкиры говорят, что поддерживают возврат трансферагентсткой практики. 

— Нам было бы интересно предлагать гражданам выбрать НПФ в собственных отделениях, поскольку это дополнительная услуга, которая позволяет также предложить гражданам сопутствующие продукты — например, вклад и кредит, — указывает топ-менеджер банка.

Эксперты, опрошенные «Известиями», считают, что выбор НПФ через агентов был бы для граждан более удобным и доступным — например, не во всех регионах есть интернет, да и сайт госуслуг пока нельзя назвать простым в обращении. 

—  Я думаю, что агентов лучше вернуть, так как сейчас процедура выбора НПФ стала чересчур трудна: сначала заключается договор с НПФ, затем заявление относится в ПФР, — комментирует старший аналитик Национального рейтингового агентства Максим Васин. — При этом отделения ПФР не являются самыми клиентоориентированными организациями и не предназначены для обслуживания клиентов частных фондов. 

По словам руководителя аналитического департамента ИК «Golden Hills-КапиталЪ АМ» Натальи Самойловой, ситуация с усложнением процедур перевода собственных накоплений в НПФ на самом деле вызывает много недовольства среди граждан.

— Мало того что большая часть населения и так инертно относится к управлению пенсионными средствами, так и для тех, кто всё же решился на такой «отчаянный» шаг, на пути стоят препятствия в виде двухшаговой процедуры и очередях в пенсионном фонде, — поясняет Самойлова. — С пенсионным мошенничеством следует бороться другими способами, которые будут защищать граждан, а не усложнять процедуру перевода накоплений. К примеру, проверка достоверности в случае появления определенных сомнений может осуществляться с помощью запросов через сервис госуслуг, где зарегистрирована большая часть активного населения.

По мнению директора аналитического департамента ИГ «Норд-Капитал» Владимира Рожанковского, агенты, если их вернут, должны в обязательном порядке проходить квалификационные экзамены и получать лицензии на право осуществления посреднической деятельности и рекламы финансовых продуктов. Рожанковский полагает, что с введением обязательного лицензирования и предъявлением агентом соответствующего удостоверения количество махинаций будет практически сведено к нулю.

— Возврат трансферагентских соглашений упростит для фондов процесс привлечения средств застрахованных лиц, — считает замдиректора по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Вероника Иванова. —  Сейчас в условиях отмены этих соглашений фонды могут либо надеяться, что застрахованное лицо после подписания договора с фондом дойдет до ПФР и напишет там заявление, либо использовать услуги нотариуса, что ведет к дополнительным издержкам.

Но, как отмечает Иванова, для граждан возврат трансферагентских соглашений будет иметь двоякий эффект: с одной стороны, это, конечно, упростит процедуру перевода средств для тех застрахованных, кто действительно хочет перевести свои средства из ПФР в НПФ, — перевод можно будет осуществить быстрее и удобнее, но, с другой стороны, это может вновь привести к появлению недобросовестных агентов.

Впрочем, собеседница «Известий» считает, что вала мошенничества, скорее всего, не будет.

— Во-первых, фонды уже научены горьким опытом предыдущих лет и вряд ли будут рисковать своей репутацией, — говорит Иванова. — К тому же у фондов появился новый регулятор в лице Центробанка, который будет проводить более жесткий контроль деятельности фондов, чем Федеральная служба по финансовым рынкам. Соответственно, фонды сами будут стараться действовать осмотрительно и проводить тщательный отбор агентов.

Известия // понедельник, 16 июня 2014 года

Россиянам могут вернуть пенсионных агентов

Россиянам могут вернуть пенсионных агентов Инициативу Госдумы пока не поддерживают Центробанк и ПФР, которые предложат гражданам дистанционный способ перевода накоплений в негосударственные пенсионные фонды

скопируйте этот текст к себе в блог:


Новости сюжета «Пенсионеры»:

реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке