Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Путин назвал рост доходов граждан России задачей всей страны
Мир
Глава Еврокомиссии заявила о ежегодном оттоке миллиардов из бюджета ЕС в США
Спорт
«Металлург» обыграл «Локомотив» в матче финальной серии плей-офф Кубка Гагарина
Мир
Боррель призвал страны Европы передать Киеву системы ПВО Patriot
Общество
Мать девочки в «маске Бэтмена» из США осталась довольна работой врачей в РФ
Мир
Захарова назвала позором ПАСЕ одобрение вступления Косово в Совет Европы
Авто
Завод «Москвич» опроверг наличие обстоятельств для банкротства
Мир
В МАГАТЭ указали на игнорирование атакующими ЗАЭС призывов мирового сообщества
Мир
МИД РФ выразил сожаление из-за заявки Аргентины на сотрудничество с НАТО
Мир
Макрон заявил о единогласной поддержке ЕС усиления санкций против России
Общество
Минюст рассмотрит вопрос о включении Мошковича в список иноагентов
Спорт
Украина потребовала не допускать российских дзюдоистов на чемпионат Европы
Общество
Уровень воды в реке Тобол в районе Кургана достиг 10 м
Экономика
Финансовый аналитик спрогнозировал рост курса биткоина во II квартале
Общество
Тестирование на программу «Время героев» для участников СВО прошло успешно
Общество
В Орске восстановили подачу электроэнергии

Решиться на предоплату

Историк Станислав Хатунцев — о том, почему России следует прекратить спонсировать Украину
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Еще 11 мая еврокомиссар по вопросам энергетики заявил о том, что Евросоюз не будет блокировать строительство «Южного потока», по которому российский газ должен поступать на рынки ряда государств Старого континента в обход Украины. Тогда претензий к этому газопроводу Гюнтер Эттингер не имел и сказал, что South Stream «отвечает всем стандартам ЕС».

Было ясно — и автор этих строк тоже не преминул отметить, — что, несмотря на заявление Эттингера, Запад не перестанет ставить препоны крупному бизнесу, причем не только «чужому» российскому, но и «своему» европейскому.

4 июня Еврокомиссия потребовала от Болгарии и других европейских стран заморозить на неопределенный срок строительство газопровода и направила в Софию письмо, настаивая на сворачивании работы по проекту. На ответ Болгарии дали месяц.

А 8 июня СМИ узнали о том, что болгарский премьер Пламен Орешарский распорядился остановить работы по строительству «Южного потока» для проведения консультаций с Еврокомиссией. Отметим, что произошло это после встречи Орешарского с группой американских сенаторов во главе с «замерзшим орешком» Джоном Маккейном, заявившим, что в проекте «Южный поток» должно быть меньше российского участия.

Вслед за Болгарией заколебалась Сербия.

С 11 мая по 8 июня случилось многое. Прежде всего был проведен тендер на сооружение той части «Южного потока», которая проходит по землям Болгарии. Стоимость ее составляет $3,5 млрд. 27 мая победителем тендера объявлен «Стройтрансгаз консорциум» в составе российской ЗАО «Стройтрансгаз» и болгарской компании Gasproekt Jug AD.

В Еврокомиссии посчитали, что при проведении торгов могли быть нарушены нормы ЕС. В том, что подрядчиками в строительных работах стали болгары и россияне, Брюссель усмотрел противоречие пунктам Третьего энергопакета.

Известно, что компания «Стройтрансгаз» подконтрольна структурам российского миллиардера Геннадия Тимченко. В связи с ситуацией на Украине она попала под санкции, однако не европейские, а американские.

Здесь-то и зарыта дурно пахнущая собака. Вашингтон уже предупреждал Софию, что болгарские компании, которые сотрудничают со «Стройтрансгазом», сами могут оказаться под санкциями. Поэтому приостановку строительства «Южного потока» в Болгарии вполне логично принимать за продолжение экономических санкций против России. Санкций, как видим, отнюдь не европейских — американских. США воспользовались Евросоюзом как инструментом для осуществления своих собственных целей, причем в ущерб интересам европейских союзников, которые в данном случае, как и во многих других, сыграли против самих себя.

Ясно, что США — и прямо, и через ЕС добиваясь приостановки строительства South Stream, выкручивали руки балканским партнерам «Газпрома» — Болгарии с Сербией. И выкручивали именно в связи с украинским вопросом.

Да и в целом ситуацию с проектом South Stream нельзя рассматривать вне широкого контекста событий, бушующих вокруг Украины.

Во-первых, Штаты намереваются прибрать к рукам газотранспортную систему Незалежной — чтобы иметь новый и могучий рычаг давления одновременно и на ЕС, и на Российскую Федерацию.

Украина обсуждает перевод своих газопроводов под контроль американских и европейских компаний. Киев ведет переговоры о возможном участии в судьбе своей ГТС с компаниями Shell, ExxonMobil и Chevron. Премьер Яценюк объявил о реструктуризации компании «Нафтогаз», которая покупает голубое топливо у «Газпрома».

Из «Нафтогаза» собираются выделить магистральные газопроводы и газовые хранилища. Затем их предполагается использовать совместно с США и ЕС.

Если «Южный поток» будет построен и заработает на полную мощность, то ценность украинской ГТС — и экономическая, и геополитическая — станет заметно ниже. South Stream, как уже говорилось, не сможет покрыть лишь 24 млрд кубометров из нынешнего газотрафика через нэньку в западном направлении.

Поэтому при таком раскладе манипулировать Москвой, распоряжаясь украинскими трубопроводами, уже вряд ли получится. Кроме того, существенно уменьшится зависимость европейских стран от поставляемого через Незалежную газа, притом что ее надежность в качестве транзитера вызывает вопросы по обе стороны от украинской границы со времен победы первого майдана.

Вашингтон ни то ни другое категорически не устраивает. Таким образом, США прямо заинтересованы в том, чтобы South Stream не стал конкурентом ГТС, идущей по Незалежной. И пытаются утопить этот проект в волнах Черного моря.

Кроме того, остановку «Южного потока» используют как средство давления на Москву в политико-финансовой стороне все того же украинского вопроса.

От России добиваются, чтобы она продолжала субсидировать Киев поставками голубого топлива, как она де-факто делает это в настоящее время. Поскольку Украина всё больше превращается во враждебное РФ государство, причем государство несостоявшееся, Запад стремится переложить на Москву часть бремени финансирования этого проекта антироссийской направленности. И до сих пор это ему на пару с Киевом вполне удается.

Тактика правительства Незалежной заключается в том, чтобы как можно дольше тянуть с переговорами о цене на российский газ, но так, чтобы его поставки на Украину не прекращались.

Пока соглашение о расценках не будет достигнуто, Киев оплачивать поставки не собирается. А до него дело дойдет едва ли, поскольку Киев настаивает на цифре, которая была согласована еще с кабинетом Януковича: $268 за 1 тыс. кубометров. Даже Запад считает ее нереальной и ищет в коридоре от $350 до $380 долларов. Если Россия так и не перейдет на предоплату, то она будет продолжать поставки газа на Украину совершенно бесплатно — на миллиарды долларов.

Спонсируя тем самым — более масштабно, чем США с ЕС, вместе взятые, — режим, который ведет войну с населением восточной части страны, уничтожая его с помощью авиаударов, залпов РСЗО, артобстрелов и тому подобными средствами. Таким образом, пока РФ поставляет Киеву бесплатный газ, она на деле выступает спонсором нынешней украинской власти.

На то, чтобы сохранить это положение, также направлены манипуляции Запада вокруг «Южного потока». Это — одна из форм экономического давления на Москву с целью заставить ее следовать по курсу, проложенному в кабинетах Белого дома.

Еще совсем недавно Россия удивила мир принятием в свой государственный состав Крыма. Для того чтобы перейти на режим предоплаты голубого топлива в отношениях с Украиной, требуется несопоставимо меньше дерзости, чем для возвращения Киммерии. И ситуация вокруг South Stream не должна помешать РФ следовать своим интересам.

Комментарии
Прямой эфир