Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Bild заявила о возросшем рейтинге партии Шольца за счет позиции по ракетам Taurus
Общество
На Камчатке нашли тело второго пропавшего под лавиной туриста
Мир
На Украине признали неспособность противостоять российским БПЛА
Спорт
«Трактор» победил «Динамо» в овертайме и увеличил преимущество в серии
Мир
Politico узнала о намерениях КНР бойкотировать встречи по Украине без участия РФ
Общество
Полиция нашла тайник с награбленным из петербургского банка на 1,6 млрд рублей
Мир
Боррель заявил о поддержке глав МИД ЕС использования российских активов для Украины
Мир
США и Великобритания нанесли не менее 10 авиаударов по Йемену
Мир
Маск упрекнул Байдена в безразличии к страдающим от набегов нелегалов американцам
Мир
Министр обороны ФРГ Писториус раскритиковал идею заморозить украинский конфликт
Культура
В России вышла неизданная книга Теодора Драйзера
Мир
Трамп обвинил Байдена в намерении отобрать его бизнес
Мир
Сенатор США потребовал от граждан Украины всех возрастов мобилизоваться в ВСУ
Мир
В ФРГ заинтересовались российским опытом проведения ДЭГ
Экономика
Объем наличных в обращении рекордно снизился с начала СВО

Сенаторы предлагают амнистию на вывезенный из России капитал

В России могут применить итальянскую схему по прекращению оттока капитала
0
Сенаторы предлагают амнистию на вывезенный из России капитал
Фото: REUTERS/Suhaib Salem
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Члены Совета Федерации намерены решить проблему оттока капитала через масштабную амнистию выведенных ранее из страны средств. Сенаторы Константин Добрынин и Юрий Бирюков разработали законопроект по амнистии для капитала, выведенного за рубеж. Они предлагают воспользоваться итальянским опытом: освободить капитал от уплаты налогов, введя только декларационный платеж в 2,5% от общей суммы возвращенных средств. В случае принятии законопроекта он вступит в силу с 1 января 2015 года.

В 2001–2002 годах в Италии была проведена одна из самых успешных в мировой практике экономических амнистий. Согласно разработанному властями Италии Декрету о легализации, заявитель обязан был заплатить 2,5% от задекларированной стоимости имущества или приобрести итальянские ценные бумаги на сумму, равную 12% от стоимости сокрытого имущества. Взамен налоговые органы выдавали специальные «сертификаты конфиденциального взноса», содержащие гарантии освобождения лица от подачи декларации, уплаты налоговых задолженностей и аудита средств, полученных до амнистии. Также гарантировалась полная конфиденциальность для налоговых и других государственных органов. Помимо этого власти Италии решили ужесточить и меры ответственности за нарушение налогового законодательства, введя штраф за сокрытие капитала или имущества — от 5% до 25% от суммы сокрытых средств плюс конфискация имущества на такую же сумму. По итогам, за первые два месяца возвратился капитал в размере €61 млрд, налоговые сборы составили €24 млрд.

Законопроект сенаторов «О порядке возврата в РФ активов» предполагает упрощенный порядок декларирования с целью обратного получения размещенных на банковских счетах за пределами Российской Федерации денежных средств. Как прописано в проекте амнистии, плательщики вправе перечислять денежные средства из иностранных банков на свои счета в банках России, а также декларировать имущество без предоставления документов об источниках получения денежных средств и имущества. При этом они полностью избавляются от необходимости оплаты налогов, кроме декларационного платежа, который будет составлять 2,5% от общей стоимости активов.

При условии подачи декларации и уплаты декларационного платежа плательщик освобождается от обязанности по уплате налога, пени и штрафа в связи с операциями по приобретению, возврату и легализации в рамках настоящего закона данного имущества и денежных средств, не может быть привлечен к административной и (или) уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства Российской Федерации и законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, а также у него не могут запрашиваться никакие документы и сведения касательно источников и обстоятельств приобретения задекларированных денежных средств и имущества.

— Успешность реализации возврата капитала зависит от того, поверят ли «амнистируемые», что задача государства не заработать на возврате их средств, а более глобальная — напитать экономику финансами и пополнить бюджет в долгосрочной, а не краткосрочной перспективе, — пояснил «Известиям» соавтор законопроекта Константин Добрынин.

По словам сенатора, в правительстве обсуждают эту идею достаточно давно и в целом относятся к ней благосклонно, а подготовленный законопроект ускорит процесс.

Вице-президент «Опоры России» Азат Газизов считает, что в данном случае обязательна оценка поступлений в бюджет от амнистии.

— Законопроект надо анализировать с точки зрения эффективности. Если послужит возврату капитала, то любое действие может приветствоваться. Аналогом может служить пример, когда ввели подоходный налог в 13%. Это поспособствовало резкому росту поступлений в бюджет, — говорит Газизов.

Председатель комитета по налогам «Деловой России» Марина Зайкова расценивает предлагаемую меру положительно, но полагает, что она сложноосуществима из-за проходящей политики деофшоризации.

— А здесь как мера — поощрять людей, которые вывели капиталы и теперь хотят их вернуть на Родину. В этом смысле у нас вся политика направлена на закручивание гаек и дальше будет направлена на закручивание. Я считаю, что инициатива хорошая и неплохо бы, чтобы она была принята, но боюсь, что сложно реализуется, — отметила она.

Как ранее в своих исследованиях отмечали британские эксперты, с начала 1990-х годов из России за рубеж было выведено порядка $800 млрд. Попытки вернуть часть этой суммы принимались Россией в 1993 году, но кампания по возвращения незаконно выведенных средств провалилась, в основном из-за отсутствия налоговых льгот. Позже попытка проведения налоговой амнистии была принята в 1995, 1997 и 2002 годах, в 2007 году она была проведена впервые (по налоговой ставке в 13%).

Сейчас у России шансы на успех будущей репатриации капитала намного выше, чем 12 лет назад, считает главный экономист Фонда экономических исследований «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов. По его мнению, в этот раз капитал должен вернуться в российскую казну за счет совпадения двух условий: введения существенных льгот для бизнеса внутри страны и усиления рисков для его ведения за пределами России. Так, даже поднятие 2,5-процентного налога до 10%, по мнению Миронова, не спугнет потенциальных «репатриантов». По его данным, только за I квартал этого года из России ушло около $60 млрд, столько же, сколько за весь 2013 год. Введение амнистии может остановить отток капитала и, наоборот, станет его привлекать.

Предложенные Советом Федерации условия не вернут в Россию большую часть выведенного капитала. Несмотря на то что преследования за незадекларированное ранее имущество вестись не будет, репатриация активов может вскрыть другие правонарушения, совершенные предпринимателями в начале 1990-х, считает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. Для возвращения капитала в Россию есть и другие пути.

— К примеру, отмена налога при инвестиции в российскую экономику и его повышение при выводе капитала за границу создаст ситуацию, при которой выводить капитал из России станет уже невыгодно. Таким образом, одновременное применение ограничительных и льготных мер стабилизирует российскую экономику и перекроет отток капитала, — уверен он.

Между тем российская экономика в ее нынешнем ослабленном состоянии и нестабильные условия для ведения бизнеса не смогут привлечь в Россию ожидаемых вливаний, предполагает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. В налоговую амнистию, проведенную в 2007 году, россияне легализовали лишь $3,5 млрд, тогда как российские власти ожидали порядка $8 млрд.

Комментарии
Прямой эфир