С перспективой до 2033 года

В рамках Петербургского международного экономического форума при поддержке компании «Роснефть» состоялся саммит энергетических компаний «Нефтегазовые компании — «двигатель изменений» мировой экономики». Открыл заседание президент РФ Владимир Путин. С ключевым докладом на саммите выступил президент, председатель правления «НК «Роснефть» Игорь Сечин.
Он отметил, что выводы в отношении развития рынков позволяют компании «Роснефть» уверенно строить свою стратегию с перспективой до 2033 года и далее. Стратегия основывается на текущем положении «Роснефти» в качестве крупнейшей публичной нефтяной компании мира по объему добычи и запасов.
Игорь Сечин особо отметил, что компания не получала активов в ходе приватизации в России. Напротив, в 2006 году сформировавшаяся в рыночных условиях «Роснефть» успешно провела IPO с соблюдением всех стандартов прозрачности, что сделало ее международной публичной компанией с частной формой собственности. При этом доходы государства в результате размещения, а также продажи доли компании BP в три раза превысили общий финансовый результат приватизации всего нефтегазового сектора страны.
Президент «Роснефти» отметил, что доказанные на сегодня запасы нефти и газа компании — 33 млрд баррелей по классификации SEC — являются крупнейшими в мире. Затраты компании на разработку ресурсов также находятся на рекордно низком уровне, и НК «Роснефть» постарается сохранить это преимущество в дальнейшем. «Нашей задачей является поддержание уровня эксплуатационных затрат устойчиво ниже $5 за баррель нефтяного эквивалента, а капитальных вложений — ниже $8 за баррель, что значительно лучше показателей крупных российских и международных компаний, и это невозможно без достижения технологического лидерства», — заявил глава «Роснефти».
Эффективное раскрытие потенциала новых типов запасов и работа на шельфе требуют развития в России мощного сервисного сектора и разработки новых уникальных технологий. С этой целью в «Роснефти» будет реализована стратегия по формированию технологичного нефтесервисного бизнеса нового типа, позволяющего обеспечивать стратегические потребности компании и добиваться лучшей в отрасли экономической эффективности на базе собственной буровой и сервисной компании «РН-Бурение» с возможным привлечением партнеров. Также это будет способствовать созданию пула инновационных технологий и компетенций по всем ключевым направлениям развития нефтесервисного бизнеса.
Ускорение роста компании до 2033 года связано с началом коммерческой добычи на шельфе. Арктические проекты позволят «Роснефти» стать крупнейшим оператором этого типа запасов в мире. В период до 2020 года добыча углеводородов вырастет примерно на 30%, в том числе жидких углеводородов на 15%, а газа — почти в три раза. В период до 2025 года годовая добыча углеводородов вырастет примерно на 50%. Речь идет о потенциале удвоения масштаба бизнеса компании к 2033 году, а среднегодовой темп роста добычи жидких углеводородов составит более 4% практически полностью за счет органического роста. Доля газа вырастет до трети в общем балансе добычи компании. На внутреннем российском рынке газа доля «Роснефти» приблизится к 20%.
Как считает президент «Роснефти», масштабы компании, глобальный характер ее деятельности, качественное изменение содержания работы с партнерами вызывают необходимость дальнейшей оптимизации процессов реализации управленческих решений и превращения компании в стратегический энерготехнологический и операционный холдинг с четким структурированием бизнес-процессов. Сейчас эта модель прорабатывается для сегмента нефтепродуктообеспечения. Еще одним элементом реализации стратегии по созданию сфокусированного сбытового бизнеса мирового класса является решение о приобретении международного нефтетрейдингового бизнеса банка Morgan Stanley.
Игорь Сечин отметил, что «Роснефть» сравняется с глобальными мейджорами по набору ключевых компетенций и эффективности и будет одним из мировых лидеров в таких направлениях, как развитие шельфа, добыча нетрадиционных типов углеводородов, монетизация нефти и газа на мировом рынке. Темпы роста показателя EBITDA и генерации денежного потока позволят снизить соотношение чистого долга к EBITDA до 1,0–1,3 в течение трех лет. После интенсивной инвестиционной фазы в 2014–2016 годах компания будет генерировать свободный денежный поток в объеме $5–7 на баррель нефтяного эквивалента, что позволит осуществлять программы масштабного развития без привлечения дополнительных заимствований.
Глава «Роснефти» отметил, что налоговая нагрузка «Роснефти» существенно выше по сравнению с крупнейшими публичными международными компаниями за счет более высокой доли НДПИ и экспортных пошлин: «Посмотрим на различие в налогообложении нефтяного и газового сектора. Нагрузка различается в разы — и это при том, что в мировой практике не принято разделять налогообложение углеводородов по их типу». По мнению Игоря Сечина, фискальный режим внутри нефтегазового сектора и по отношению к другим секторам, его стабилизация остаются одним из основных элементов повышения капитализации, что может быть еще одним инструментом повышения доходов бюджета.
«Акционерами «Роснефти» стали в том числе около 150 тыс. граждан России. Мы всегда помним об этом и считаем своим долгом строить нашу долгосрочную работу с полным учетом их интересов, так же, как и всех наших акционеров», — подчеркнул Игорь Сечин.
В саммите приняли участие представители руководства практически всех мировых компаний, специализирующихся на добыче нефти: Стивен Гринли, президент ExxonMobil Exploration Company; Лорензо Симонелли, президент и главный управляющий директор GE Oil&Gas; Тимоти Додсон, исполнительный вице-президент Statoil; Рафаэль Рамирес, министр народной власти по вопросам нефти и горного дела/президент PDVSA; Алекс Беард, глава Glencore Energy. Также в заседании участвовали: Ровнаг Абдуллаев, президент ГНКАР; Майк Боррелл, старший вице-президент Total по континентальной Европе и Центральной Азии; Боб Дадли, главный исполнительный директор BP; Нил Даффин, президент ExxonMobil Development Company; Стивен Гринли, президент компании «ЭксонМобил Эксплорейшн»; Кристоф Де Маржери, председатель, главный исполнительный директор Total S. A.; Керр Джонстон, президент по международным проектам ConocoPhillips; Сарраф Динеш, председатель совета директоров и управляющий директор ONGC; Тимоти Додсон, исполнительный вице-президент Statoil; Клод Дофин, председатель совета директоров, главный исполнительный директор Trafigura Beheer BV; Жан Франсуа Сирэлли, президент, вице-председатель совета директоров GDF Suez SA; Бен Ван Берден, главный исполнительный директор Royal Dutch Shell Plc.