Россия предложит ОБСЕ возобновить борьбу с терроризмом

Делегация России предложит парламентской ассамблее Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) на очередной сессии в Баку (с 28 по 2 июля) принять резолюцию «О борьбе с терроризмом». Как считают российские парламентарии, это необходимо в связи с возрастающими угрозами терроризма, радикализацией общественного сознания, а также c участием ультранационалистических и неонацистских движений в свержении государственных режимов. Эксперты считают, что резолюция может быть не поддержана, так как ОБСЕ зависит от США и стран блока НАТО, заинтересованных в таком развитии событий не только в Европе.
В резолюции «О борьбе с терроризмом» (есть в распоряжении «Известий») Россия напоминает ОБСЕ о ведущей роли организации в международных усилиях по противодействию терроризму. О том, что нормы, принципы и обязательства целого ряда документов (начиная с Хельсинкского соглашения, включая Бухарестский план действий ОБСЕ по борьбе с терроризмом 2001 года, хартию ОБСЕ о предупреждении терроризма и борьбе с ним 2002 года) парламентской ассамблеи уже декларируют единство целей и действий в противостоянии транснациональным угрозам.
Как отмечается в резолюции, не собирается от них отказываться ОБСЕ и в будущем, вновь заявляя об однозначном осуждении, а также о категорическом неприятии отождествления терроризма с какой-то расой, этносом или религией. Не случайно ОБСЕ выражает поддержку перезапуска усилий ООН по разработке всеобъемлющей конвенции по борьбе с международным терроризмом.
Однако, по мнению России, всё это не способствуют прекращению роста террористических угроз и радикализации общественного сознания. В качестве причин этого автор резолюции экс-глава ФСБ России, депутат Госдумы Николай Ковалев называет «активность ультранационалистических и неонацистских движений, их участие в свержении законных властей в государствах-участниках ОБСЕ»; «возвращение иностранных террористов-боевиков из зон боевых конфликтов в места постоянного проживания»; «тенденцию использования информационно-коммуникационных технологий — интернета и социальных сетей — в террористических целях, включая подстрекательство к терроризму, его финансирование, а также вербовку террористов».
В связи с этим Россия предлагает ОБСЕ призвать государства-участники (57 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки, включая Россию и США) привести свое законодательство в соответствие с международными обязательствами согласно резолюциям Совета Безопасности ООН и антитеррористическим конвенциям, а также рассмотреть возможность принятия дополнительных мер по противодействию террористическим угрозам. В частности, возобновить практику ежегодных конференций ОБСЕ по вопросам борьбы с терроризмом с финансированием их из сводного бюджета парламентской ассамблеи.
— Судя по тенденциям, которые определяют национальный и международный порядок, актуальность этой проблемы — террористических угроз — сохранится и в будущем. Не случайно практически каждая сессия Генеральной ассамблеи ООН заканчивается принятием резолюции или докладом по антитеррору. Поэтому важно, чтобы к решению этой проблемы привлекались силы со стороны как национальных государств, так и международных организаций, — пояснил «Известиям» участник делегации России в ОБСЕ, чрезвычайный и полномочный посол Василий Лихачев.
По его мнению, эта резолюция может сыграть серьезную роль в том, чтобы усилить мониторинговую функцию за ситуацией в целом, а также подтолкнуть государства-участники ОБСЕ к принятию антитеррористического законодательства.
— Парадокс в том, что международные конвенции, которые были приняты в рамках ООН, до сих пор не стали универсальными. Ряд государств не подписали их и не собираются присоединяться. Тут ОБСЕ может сыграть свою роль, — считает Лихачев.
К числу стран, в которых наиболее заметно проявились ультранационалистические настроения и неонацистские движения, парламентарий отнес Украину, Латвию, Эстонию, Голландию и Бельгию.
— Конечно, эта резолюция актуальна. Я бы добавил к этому, что пора подумать о борьбе с цветными революциями как с незаконным способом отстранения от власти через внешнее воздействие. Но сам по себе терроризм характерен не только для Европы. Посмотрите на Ирак, где сейчас подняли голову очевидные террористы, которые начинают рушить то, что строили в течение 10 лет США, — отметил зампред комитета по международным делам Совета Федерации Андрей Климов, который, правда, тоже не уверен в том, что резолюцию поддержат в силу политизированности ОБСЕ и неоднозначного отношения к России.
В необходимости принятия резолюции не сомневаются в российских спецслужбах, сотрудники которых считают, что контролировать ситуацию всё сложнее. Однако, как и в Совете Федерации, там скептически относятся к перспективе поддержки инициативы России «агентурой западных спецслужб».
— Решение проблемы борьбы с терроризмом становится с каждым годом всё тяжелее. Например, глава СБ Украины Валентин Наливайченко недавно объявил о прекращении сотрудничества с Россией в этой сфере. Представьте себе, если раньше радиоактивные вещества, наркотики шли к нам из южных регионов, то теперь это всё пойдет и со стороны Украины, СБ которой находится под контролем ЦРУ. Там, где появляется ЦРУ, — Афганистан, Ирак — начинается расцвет экстремизма, преступности, наркомафии. Украина уже спонсирует эти процессы, — отметил экс-начальник антитеррористического подразделения ФСБ Александр Гусак.
Военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко объясняет причины нарастания террористических угроз новыми технологиями манипулирования общественным мнением: интернет, социальные сети, электронные медиа.
— Эти технологии можно сегодня выделить в самостоятельный класс ведения вооруженной борьбы. На недавней конференции по безопасности в Москве под эгидой Минобороны во всех докладах открыто была обозначена угроза «цветных» революций как один из главных факторов национальной безопасности с точки зрения реакции на эти события военных в поиске новых путей противодействия, — отметил Коротченко.
По его словам, резолюция актуальна, но направлена в сторону Украины, Грузии и ряда других государств, где США и их союзники активно расшатывали существующие режимы, а потом их свергали.