Новости, деловые новости - Известия
Суббота,
27 августа
2016 года

«Недопустимо именовать семьей различные формы сожительства»

Глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас — о традиционных ценностях в связи с Днем семьи

Фото: er.ru

Когда мы говорим о традиционных ценностях, то в первую очередь вспоминаем такие понятия, как семья, религия, государство, история и традиционная культура. Посмотрим на каждое из этих понятий и на его роль в системе традиционных ценностей общества.

Семья является, как мы привыкли говорить, ячейкой общества, основой социальной организации человеческой жизни, историческим и культурным феноменом, а также экономической единицей общества. То, что являет собой семья того или иного народа, и есть собственно общество: она определяет и формирует те основные ценности, с которыми человек проживет всю свою сознательную жизнь, а многие вещи, которые закладываются в семье, будут и подсознательно определять жизнь человека, его вкусы, привычки, предпочтения.

Недооценивать влияние семьи на формирование личности человека никоим образом нельзя: ни школа, ни вузы, даже самая лучшая система образования не дадут человеку таких устойчивых представлений о правильных и должных отношениях. Семья — это первый и важнейший социум, в котором проходит человеческая жизнь. То, как ведут себя члены семьи, то, как они исполняют свои традиционные роли, как относятся к старшему поколению, насколько готовы принимать на себя бремя и ответственность воспитания младшего поколения и какое количество ресурсов, всегда ограниченных, семья готова направить на развитие нового поколения, определит в конечном итоге, будет ли эта семья сохранена в будущем как ячейка общества. Та основная ячейка, которая обеспечивает воспроизводство такого общественного феномена как нация, народ.

В ней нет неважных вещей: отец должен быть отцом и должным образом формировать представление о социальной, экономической и сексуальной функции мужчины, женщина — матерью. Поэтому абсолютно недопустимо именовать семьей какие-то иные формы сожительства, например представителей одного пола, — тот путь, по которому, к большому сожалению, пошли законодатели многих европейских государств.

Семья формирует у человека не только его культурную идентичность (на каком языке говорят в семье и насколько это правильно, как принято одеваться, что принято употреблять в пищу, блюда какой гастрономической традиции), сексуальную идентичность, но и закладывает базовые представления о должном поведении по отношению к другим людям, семьям, формам общественной организации и, в конечном отношении, к религии и государству. Именно от семьи зависит, будет ли человек воспринимать государство как ценность, которая сформирована многими поколениями предков и передана новым для развития и совершенствования, либо оно будет восприниматься как некое неизбежное зло, ограничение, в котором он вынужден жить. Давайте согласимся с тем, что самые первые ответы на все эти вопросы человек ищет и находит (причем берусь утверждать, что всегда находит!) в собственной семье.

Религия. Это понятие мы поставили на второе место в силу того, что религиозное воспитание тоже начинается в семье. Однако если отношение к государству еще может у человека меняться, ибо личность на каждом этапе собственного развития будет заново определять необходимый объем своей свободы и по-разному выстраивать внутренние отношения с государством, то отношение к религии изменяется наименьшим образом. Возможно, кому-то это утверждение покажется спорным. В пример можно привести следующее: после нескольких поколений, живших в атеистическом государстве, мы очень быстро вернулись к тем традиционным религиям, которые исповедуют народы России, но, на мой взгляд, это только подтверждает заявленный тезис: государство было атеистическим, но семья атеистической в советский период, как правило, не была.

Религия и Церковь являются мощнейшими носителями традиций национальной культуры, а представление о том, что есть некое Высшее Существо, которое оценивает твои поступки с точки зрения какого-то очень высокого стандарта, а на самом деле общественных представлений о должном, формирует в жизни человека ощущение присутствия чего-то большего, чем собственная эгоистическая личность.

Государство формируется как система принуждения! Безусловно, это так, но давайте зададим себе вопрос: а системе принуждения к чему и кого? На мой взгляд, это система принуждения человека к господству над собственными страстями и инстинктами.

Государство в каком-то смысле выполняет сходную функцию с Церковью, которая заставляет человека победить собственные страсти и слабости, искушения, посредством серьезной работы над собой, а государство включает для тех же целей еще и некий механизм общественного насилия, социального принуждения. В этом смысле оно является безусловной ценностью, позволяющей сохранять и личность, и культуру, и народ как явление в истории. Государство позволяет нам осознавать очень важную вещь: подобно тому, как у каждой семьи есть собственные интересы, так и мы через участие в государственной жизни осознаем общность и сопричастность интересам своего народа, их единство, учимся эти интересы формулировать, отстаивать и защищать. Подобно тому, как мы делаем это в отношении своей семьи и близких.

Приходит время, и мы все больше начинаем осознавать и социальную функцию государства: через ответственное социальное поведение, через налоговую систему, через участие в политической жизни мы непосредственно формируем и защищаем то, что является национальным интересом, а в конечном итоге является и тем, что позволяет наилучшим образом раскрыть потенциал в обществе и нашей семьи, и каждой отдельной личности.

История и культура — это то, что обеспечивает непрерывность нашего бытия в этом мире.

Когда мы учим историю своей страны, то события, происходившие много веков назад, поступки наших великих соотечественников мы переживаем так, будто это происходит здесь и сейчас. Мы гордимся, восхищаемся, сопереживаем и соучаствуем в тех событиях, которые происходили в России десятилетия или столетия назад. История и культура становятся частью нашего бытия, частью нашей жизни и частью истории уже нашего рода, нашей семьи и каждого отдельного ее представителя.

Говорят, человек жив, пока его помнят... Пока мы помним своих предков, их великие совершения, живы не только они, но жива история, жива Киевская Русь и Московское царство Рюриковичей, живы герои всех веков и поколений. Мы всегда надеемся, что, подобно им, и нас будут помнить, и мы проживем намного дольше нашего земного века. Однако совершить это можно только вместе со страной, с ее историей и культурой.

Давайте теперь попробуем ответить на главный вопрос: а что нужно сделать для того, чтобы традиционные ценности были востребованы в обществе и сыграли отведенную для них роль?

Ответ, на мой взгляд, достаточно прост. Человек, который исповедует традиционные ценности, просто должен быть и восприниматься обществом как успешный, состоявшийся человек! Успешный и в социальном, и, в том числе, в материальном плане.

Необходимо выстроить последовательную политику поддержки, социальной и государственной, тех институтов, которые проповедуют традиционные ценности. Больше говорить, показывать людей, которые придерживаются традиционных взглядов на семью, религию и государство, на культуру и историю России, и связывать эту систему взглядов с тем успехом, которого добивается человек в обществе.

Традиционные ценности, семья, религия, уважение к государству — вот ваша формула успеха, которая должна работать здесь и сейчас. И работать универсально.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Известия // вторник, 8 июля 2014 года

«Недопустимо именовать семьей различные формы сожительства»

«Недопустимо именовать семьей различные формы сожительства»Глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас — о традиционных ценностях в связи с Днем семьи

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров




Новости сюжета «Семья»:

реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке