Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Генералы и комиссары на фоне знамени

В новой книге о русских полководцах можно ознакомиться с рапортами Чапаева и донесениями Корнилова
0
Генералы и комиссары на фоне знамени
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Анекдоты о Василии Ивановиче Чапаеве действительно родились из жизни, а не являются плодом народного воображения, разогретого романом Дмитрия Фурманова и фильмом братьев Васильевых. По крайней мере, серия баек об обучении легендарного начдива в Академии РККА имеет под собой вполне документальную почву. «Что преподают я ето прошол на практеке... Прошу еще покорно не морить меня в такой неволи», — пишет начдив (орфография и пунктуация сохранены), требуя от начальства вернуть его в армию.

Рапорт Василия Ивановича с просьбой об отчислении его из престижного учебного заведения приведен в новой книге писателя и публициста Анджея Иконникова-Галицкого, приуроченной к 100-летию со дня начала Первой мировой войны. Издание называется  «Три цвета знамени. Генералы и комиссары. 1914–1921», и пассажи про Чапаева там, пожалуй, единственное смешное место — уж очень колоритен персонаж («отважно храбр, службу знает, любит командовать, для лучшего убеждения может употребить и кулак»). В остальном же «Три цвета знамени» — серьезное, но далеко не скучное исследование, к тому же очень хорошо написанное.

Местами автор уходит в беллетристику, вольно реконструируя ключевые эпизоды отечественной жизни — повествование, в частности, начинается с описания совещания у Николая II 17 июля 1914 года — в последний день перед началом войны, но документальный ракурс эти отступления не отменяют. А множество сведений, интересных для любителей военной истории, — описания боев, штабные сводки, полевые донесения, наградные документы, послужные списки, рапорты о побегах и т.д. — придают тексту историческую глубину. Хороши также иллюстрации, прежде всего еще редкие в те времена непостановочные фотографии, сохраняющие живость фигур и атмосферы.

Но главное для автора не исторический антураж, а творившие его персонажи — те самые генералы и комиссары. «Сосредоточим внимание на том, как эти люди, совершенно разные и в то же время чем-то похожие, оказались на фронтах Первой мировой войны, как прошли ее дорогами, как были захвачены вихрями революции и как потом разошлись по разные стороны фронтов войны гражданской», — определяет свою задачу автор и последовательно, с привлечением свидетельств очевидцев и собственных лирических комментариев ее выполняет.

Герои книги действительно разные. Они прожили разную жизнь и по-разному ее завершили, но каждый из них вне зависимости от сословной принадлежности и виражей карьеры, что называется, сделал себя сам. Кому-то судьба благоволила больше, кому-то меньше, но никто не попал на вершину по протекции, их взлет — целиком и полностью личная заслуга.

Галерея портретов впечатляет — Брусилов, Деникин, Каледин, Врангель, Каменев, Корнилов, Май-Маевский, Бонч-Бруевич, Снесарев, Слащев, Тухачевский, Унгерн-Штенберг, Котовский, Чапаев... Нельзя сказать, что автор бесстрастен в описании их побед и поражений. Среди полководцев у него есть явные любимцы — «люди, умеющие честно, последовательно, квалифицированно вести изо дня в день тяжелую, неприметную и часто неблагодарную работу по обустройству фронта и тыла». В числе их «народный» генерал Антон Деникин, Андрей Снесарев, Владимир Май-Маевский, Сергей Каменев, для которых главной была идея служения России, неважно какой — «белой» или «красной». 

И есть те, кого, по словам автора, «по особому любила безумная русская революция, она их возносила на вершины славы, а потом убивала». Это созидатели и разрушители одновременно: Лавр Корнилов — «конфликт и риск ему были необходимы, как воздух», Михаил Тухачевский — «красный Бонапарт», Яков Слащев-Крымский — «больной войной», Роман Унгерн-Штенберг — «воин до мозга костей». Война для них была грандиозной и амбициозной игрой.

Автор нигде не декларирует своих пацифистских взглядов, но и о «служителях», и о «разрушителях» пишет с искренним сочувствием, а один из пассажей недвусмысленно подводит итог рассуждениям о ценности жизни и поверяющих ее кровопролитиях: «Эта книга — о войне и о людях, изувеченных войной. В отличие от миллионов других изувеченных, к этим вместе с увечьем пришла слава. Думаю, не ошибусь, если скажу, что никому из них слава не принесла счастья». 

Комментарии
Прямой эфир