Новости, деловые новости - Известия
Четверг,
1 сентября
2016 года

В Москве отметят места, описанные в литературных произведениях

Специальными указателями в столице обозначат скамейку, на которой Берлиоз беседовал с Воландом, место, где Герасим утопил Муму, и дом, в котором Пьер Безухов познакомился с Наташей Ростовой

Фото: Екатерина Штукина

В Москве собираются отметить табличками и арт-объектами около 500 мест, связанных с жизнью знаменитых российских писателей или героев их произведений. Силуэты авторов или их персонажей, а также таблички с цитатами из книг могут украсить в том числе дом, в котором состоялось знакомство Пьера Безухова и Наташи Ростовой («Война и мир»), место, где Герасим утопил Муму, дом, в котором жил профессор Преображенский («Собачье сердце»), и дом Облонских из «Анны Карениной». Соответствующий проект — «Литературное присутствие» — сейчас рассматривается в столичном департаменте культуры: обозначение литературных мест должно пробудить в москвичах больший интерес к чтению и приурочено к Году литературы, которым объявлен 2015-й. Об этом рассказали «Известиям» в Московском государственном библиотечном центре (МГБЦ), разработавшем проект.

— «Литературное присутствие» обозначит в Москве сотни мест, связанных с литературным наследием России, — пояснила пресс-секретарь МГБЦ Анна Ландер. — Способы маркирования будут неоднородны — силуэты писателей и художественных персонажей на стенах домов, объемные фигуры, указатели, росписи, знаки с текстами. Элементы, которые будут размещаться на зданиях, должны быть сделаны из современных стойких материалов с возможностью бездефектного удаления. Заниматься отбором мест «Литературного присутствия» будут эксперты-литературоведы, историки и краеведы.

Ожидается, что проект стартует до конца этого года и будет полностью реализован к сентябрю 2015-го. Поставить «литературные метки» предлагается в числе прочего там, где предположительно Герасим утопил Муму (у Галицынского пешеходного моста в районе Нескучного сада), на месте, где был расположен дом Фамусова, в котором происходит действие «Горя от ума» А. Грибоедова (Пушкинская пл., 3), у дома-дворца Юсуповых, куда приехала из деревни Татьяна Ларина из «Евгения Онегина» А. Пушкина (Б. Харитоньевский пер., 13), у дома Ростовых, где познакомились Пьер Безухов и Наташа Ростова из «Войны и мира» Л. Толстого (Поварская, 52). Также маркировать могут скамейку на Патриарших прудах, где произошел роковой разговор Берлиоза и Воланда из «Мастера и Маргариты» М. Булгакова, дом, в котором жил профессор Преображенский из повести того же автора «Собачье сердце» (Пречистенка, 24), а также дом Облонских из «Анны Карениной» Л. Толстого (Знаменка, 12). Арт-объекты должны украсить и дом в переулке Маяковского, 15/15б, где поэтом было написано «Облако в штанах», а также Центральный дом культуры железнодорожников, упомянутый в романе «12 стульев» И. Ильфа и Е. Петрова (Комсомольская пл., 4).

Преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы РУДН Елена Астащенко отметила, что москвичи мало знают о литературной истории столицы.

— Сколько людей помнит о том, что действие романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго» также происходит в Москве? Что Живаго встретил Лару в столице, у железной дороги? Практически у каждого москвича есть стойкая ассоциация: роман о Москве — это прежде всего «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, но мы забываем о других классических произведениях, — говорит Астащенко. — Это роман Андрея Белого «Москва», «Сожженный роман» Якова Голосовкера, «Сивцев Вражек» Михаила Осоргина, «Старик Хоттабыч» Лазаря Лагина, если говорить о детской литературе. С «Москвой» Андрея Белого связана психиатрическая больница имени Алексеева, где работал главный герой романа, а кувшин со Стариком Хоттабычем предположительно выловили в Москве-реке.

Гендиректор аналитического агентства «Сегмент» Денис Никитас считает, что внимание москвичей привлечь сложно, поэтому каждый из объектов проекта должен быть ярким и соответствовать современным рекламным тенденциям.

— Объекты должны быть гипертрофированы — к примеру, с «Войной и миром» Льва Толстого могут быть связаны стол и стулья в стиле XIX века, стоящие прямо посередине улицы, — сказал Никитас. — Москвичи информатизированы, поэтому каждый из объектов должен сопровождаться QR-кодом, содержащим ссылку на сайт в интернете, где можно скачать текст произведения. Маркировка литературного пространства может быть представлена в виде фрезеровок на стенах или популярных сегодня голограмм, которые будут заметны и ночью. Можно ставить силуэты или статуи из любых материалов в человеческий рост. Проект можно также дополнить буккросcингом.

Как пояснил эксперт, стоимость одного объекта-указателя может варьироваться в зависимости от того, из какого материала он выполнен и кем разработан дизайн.

— Пластмассовая конструкция, например, может стоить от 10 тыс. до 30 тыс. рублей, голограмма — более 100 тыс. рублей, то есть в среднем один маркер обойдется в 50 тыс. рублей, — пояснил он. — Таким образом, весь проект можно реализовать примерно за 25 млн рублей.

Известия // пятница, 18 июля 2014 года

В Москве отметят места, описанные в литературных произведениях

В Москве отметят места, описанные в литературных произведенияхСпециальными указателями в столице обозначат скамейку, на которой Берлиоз беседовал с Воландом, место, где Герасим утопил Муму, и дом, в котором Пьер Безухов познакомился с Наташей Ростовой

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров




Новости сюжета «Жизнь в Москве»:

Интервью

Александр Гривняк

главный эвакуаторщик Москвы

Интервью

Дмитрий Пегов

глава столичного метрополитена

реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке