700-летие Сергия Радонежского православные отметили крестным ходом

Торжества по случаю 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского начались 16 июля крестным ходом из подмосковного Хотькова, где в Покровском монастыре похоронены родители святого. Возглавляемые патриархом Кириллом, более 30 тыс. собравшихся прошли 17 км по жаре до Благовещенского поля на окраине Сергиева Посада.
Празднества в Троице-Сергиевой лавре и Сергиевом Посаде продлятся три дня, на протяжении которых каждую полночь на Благовещенском поле совершается Божественная литургия.
На крестный ход съехались люди со всей России. По слухам, были даже паломники из Италии и Канады, хотя найти в многотысячной толпе их не удалось. Для многих это событие стало долгожданной возможностью хоть раз в жизни посетить лавру, приложиться к мощам преподобного Сергия.
К началу крестного хода в Хотьково большинство паломников добирались на электричке. На каждый вагон обязательно находилось по нескольку человек, читающих акафисты преподобному. Приехавшие издалека были с вещами, так с ними и шли весь крестный ход.
— А что же, крестный ход — это подвиг, надо потрудиться, — говорит бабушка за 70, таща на спине рюкзак и большую сумку в руке.
Об этом сказал и патриарх, выступая с приветственным словом перед паломниками: «Привыкшие к комфорту люди XXI века решили пройти крестным ходом, чтобы принести жертву».
Крестный ход возглавляло духовенство во главе с патриархом. Правда, после привала в середине пути патриарх уехал вперед, готовиться к богослужению на Благовещенском поле.
Впереди процессии ехала установленная в кузове «Газели» небольшая звонница, а дальше двумя рядами шли вначале алтарники с хоругвями, а следом батюшки в черных рясах, покрывшихся к концу хода белыми разводами от пота. Между колоннами батюшек шествовали диаконы с кадилами, и аромат ладана смешивался с запахом нагретой травы.
Затем шла цепочка ОМОНа, отделяющая клир от паствы. И за омоновцами, растянувшись километра на четыре, под пение «Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй нас», шли бабушки, монархисты, женщины с детьми (попадались даже беременные на большом сроке), шли простые мужики, какие-то дачники в шортах, решившие подсобрать немного благодати, — в общем, довольно представительный срез нашего общества.
Регулярно от жары кому-то становилось плохо, и медики оказывали первую помощь — тень, лед, валидол. На всем протяжении хода дежурили «скорые», а под тентами, расположенными через каждые километр-полтора, раздавали и продавали бутилированную воду и пирожки. Поскольку ход шел через дачные места, посмотреть на него вышли все жители придорожных домов. Многие выносили чайники и бутылки с холодной водой и наливали всем желающим. Кто-то из зрителей крестился, слыша распевы паломнических молитв. И почти все снимали процессию на телефоны и камеры.
Казаки следили за порядком, несли огромную икону Николая II — день памяти царственных страстотерпцев отмечается 17 июля. На тыльной стороне иконы надпись, утверждающая, что «с креста распятую Россию придут и снимут казаки».
Поток крестного хода с течением времени становился всё длиннее. По мере того как слабели силы идущих, он с первоначальных двух километров растянулся на четыре. И даже милиция не знала, где конец процессии, спрашивая у проходящих богомольцев, долго ли еще им ждать запоздавших ходоков.
Дачники с интересом наблюдали за процессией. В Семхозе один пожилой человек даже вынес икону Сергия и стоял на обочине, приглашая приложиться всех желающих.
— Ох, сколько их, — переговаривались зрители. И советовали бабушке, идущей по раскаленному асфальту в одних носках: «Наденьте обувь, волдыри будут».
— Не будут, — бойко отвечала та. — Видите же, я по белой разделительной полосе иду, она не так нагрелась.
На Благовещенском поле в 1,9 км от лавры разбит лагерь из армейских многоместных палаток — для тех, кто остается на все три дня торжеств. Через местные епархиальные управления заранее собирали заявки, резервируя спальные места. Для регистрации надо предъявить карту паломника, чтобы получить койку. Для тех, кто не зарегистрировался, здесь же выделили большой участок, где можно поставить свою палатку или взять ее напрокат в грузовике на краю поля.
Зарегистрированных паломников раз в день кормят горячей едой. Также пригнали цистерны с питьевой водой. Неподалеку от палаток — штук 30 туалетных кабинок. Рядом — большая палатка минздрава Московской области и дежурит вертолет МЧС.
Для богослужений на Благовещенском поле поставлена, как выражается полиция, «сцена», по краям ее мощные динамики и экраны для видеотрансляции. Здесь проходят ночные литургии.
В перерывах между службами большинство паломников стремится в лавру. На входе там поставили металлоискатели, полицейские досматривают сумки. Старушки довольны. «Молодцы, хорошо служите, помогай вам Бог». «Да не за что», — смущенно улыбаются те.