Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

Блюзовое чтиво

Вышло в свет переиздание главного русскоязычного исследования о блюзе
0
Блюзовое чтиво
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Переиздание — дополненное, расширенное, снабженное еще большим количеством любопытнейших деталей и уточнений, — всегда событие приятное. Особенно если речь идет о книге одного из главных джазовых критиков, меломана, коллекционера и издателя журнала «Джаз.Ру» Кирилла Мошкова. Учитывая уникальную дотошность и щепетильность автора во всем, вплоть до мельчайших деталей, можно смело утверждать, что переиздание «Блюза. Введение в историю» случилось явно по той причине, что неугомонный автор обнаружил еще что-то ценное в истории жанра. Рассказчик Мошков — блистательный!

С первых же страниц, на которых излагается, казалось бы, скучная предыстория жанра, невольно ловишь себя на мысли, что попал под какой-то неведомый ритм. Ну что может быть интересного в описаниях смешения групп рабов, беседующих на языках волоф, мбунду, йоруба, и подробностях лабильных тонов? В исследовании темпа, построенного на взмахе топора, молота, опускающегося на рельсовый костыль, и гребке весла? Не говоря уж об очередном анализе нюансов сегрегации. Оказывается, может. Потому что блюз с этого начался, и с этого он непременно должен начаться у Мошкова.

Практически сразу читателя охватывает чувство, похожее на то, что возникает при первом прочтении «Властелина колец»: ощущение, что автор однозначно являлся непосредственным свидетелем происходящего. Конечно, москвич Кирилл Мошков не мог вкалывать на строительстве железных дорог и сборе хлопка, махать лопатой на возведении дамбы на Миссисипи и резать тростник на плантациях, но каким-то немыслимым образом он умудряется добиться эффекта присутствия, в общем, нетипичного для документального повествования. Несколько десятков англоязычных томов библиографии, приведенной в конце книги, картину мошковских путешествий также не проясняют. Ответ на самом деле прост: автор беззаветно влюблен в свою тему, и именно на этой любви базируется огромный пласт собранной им интереснейшей информации.

Совсем не важно, отличаете ли вы Роберта Джонсона от Лонни Джонсона, и слышали ли песню That’s No Way To Get Away Роберта Уилкса, побудившую Led Zeppelin к созданию их Poor Tom. Известны ли вам имена Блайнда Лемона Джефферсона, Ти Боуна Уокера или даже Бесси Смит. Сможете ли вы отличить по звучанию delta blues от texas blues и знаете ли, что такое «ритм вприпрыжку», которым славились музыканты из Пидмонта, в свою очередь, повлиявшие на коллег из Чикаго, чьими пластинками затем заслушивалась пара британских подростков по имени Мик Джаггер и Кит Ричардс. Всю ответственность за ваш комфорт на этом маршруте на себя берет Мошков, удерживающий внимание читателя крепко, как гитару во время искусного соло.

История блюза у него не исчерпывается детальным описанием нюансов каждого блюзового направления. Музыкальная индустрия, развивающаяся параллельно с блюзом, представлена в не меньшем объеме и с не меньшей степенью увлекательности. История первой «черной» блюзовой фирмы Black Swan Records, берущей начало в то время, когда основой музыкального бизнеса являлась продажа нотных сборников, и закрывшаяся по причине начала массового коммерческого радиовещания. Развенчивание мифа вокруг первой записи молодого шофера грузовика по имени Элвис Пресли, якобы записавшего свой хит в подарок на день рождения маме и тут же попавшемуся на глаза главе студии Sun Records Сэму Филлипсу. Удивительный и прекрасный взлет лейбла Chess Records Леонарда и Фила Чессов, подарившего миру записи Мадди Уотерса, Хаулина Вульфа, Уилли Диксона, Бо Диддли, и — плачущие под бензопилой перед отправкой на переплавку 250 тыс. не нашедших своих покупателей хрупких виниловых пластинок.

Блюзмены на страницах этой удивительной истории ищут свое звучание, экспериментируя с «открытым» гитарным строем, и спорят о равнозначности гитарного и фортепианного блюза. Путешествуют, голодают, ищут, умирают и воскресают в новом звучании. Черно-белая книжная история блюза постепенно обретает цвет и получает логическое продолжение. Не зря же именно в забытых, старых, чувственных блюзовых записях начала и середины века черпают вдохновение ребята вроде Джека Уайта, плавно выводящие из кризиса запутавшуюся в паутине бездушных технологий современную музыку.

Комментарии
Прямой эфир