Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
На западе Украины насильно задержали настоятеля монастыря УПЦ
Мир
Гарвард отклонил предложение министра ФРГ об открытии «кампуса в изгнании»
Мир
Польша готовится ввести пограничный контроль с ФРГ на фоне роста миграции
Культура
Представители США примут участие в конкурсе «Интервидение-2025»
Мир
СМИ сообщили о гибели 14 человек около центра гумпомощи на юге сектора Газа
Армия
Бомбардировщики Ту-22М3 ВКС России выполнили плановый полет над Балтийским морем
Мир
Участие в «Интервидении» подтвердили 19 зарубежных стран
Туризм
Решетников сообщил о проработке многократного использования электронных виз в РФ
Общество
В Роскачестве предупредили о наиболее опасных в жару продуктах
Экономика
Европа хочет снизить цены на российскую нефть до $45. Что это значит
Политика
Путин и Мирзиёев обсудили реализацию экономических проектов России и Узбекистана
Мир
Власти Косово выразили готовность принять депортированных из США иностранцев
Общество
Михаил Ковальчук станет советником главы «Роскосмоса» по проекту «Космический атом»
Мир
Сейм Польши выразил вотум доверия правительству Туска
Общество
Манулу Тимофею из Московского зоопарка исполнилось пять лет
Общество
Бриг «Россия» к празднику выпускников «Алые паруса» вошел в Санкт-Петербург
Общество
Суд отправил под домашний арест ректора Гатчинского университета
Мир
На западе Украины насильно задержали настоятеля монастыря УПЦ
Мир
Гарвард отклонил предложение министра ФРГ об открытии «кампуса в изгнании»
Мир
Польша готовится ввести пограничный контроль с ФРГ на фоне роста миграции
Культура
Представители США примут участие в конкурсе «Интервидение-2025»
Мир
СМИ сообщили о гибели 14 человек около центра гумпомощи на юге сектора Газа
Армия
Бомбардировщики Ту-22М3 ВКС России выполнили плановый полет над Балтийским морем
Мир
Участие в «Интервидении» подтвердили 19 зарубежных стран
Туризм
Решетников сообщил о проработке многократного использования электронных виз в РФ
Общество
В Роскачестве предупредили о наиболее опасных в жару продуктах
Экономика
Европа хочет снизить цены на российскую нефть до $45. Что это значит
Политика
Путин и Мирзиёев обсудили реализацию экономических проектов России и Узбекистана
Мир
Власти Косово выразили готовность принять депортированных из США иностранцев
Общество
Михаил Ковальчук станет советником главы «Роскосмоса» по проекту «Космический атом»
Мир
Сейм Польши выразил вотум доверия правительству Туска
Общество
Манулу Тимофею из Московского зоопарка исполнилось пять лет
Общество
Бриг «Россия» к празднику выпускников «Алые паруса» вошел в Санкт-Петербург
Общество
Суд отправил под домашний арест ректора Гатчинского университета

«Культура осталась единственным фундаментом для диалога с украинцами»

Ярослав Судзиловский — о миролюбивых молодых композиторах из России и Украины
141
«Культура осталась единственным фундаментом для диалога с украинцами»
Фото: Василий Шишкин
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Москве открылся Третий международный МолОт-фестиваль (Молодежного отделения Союза композиторов России), в котором впервые участвуют музыканты из Украины. О дружбе юных композиторов на неспокойном постсоветском пространстве «Известиям» рассказал председатель «МолОта» Ярослав Судзиловский.

— В каком статусе украинские композиторы подключились к работе «МолОта»?

— Они организовали в Киеве наше представительство. Приезжают в Москву, исполняют свою музыку, самостоятельно готовят мероприятия на Украине. Пять лет назад, до появления «МолОта», такая кооперация была немыслима. Никто о ней даже не задумывался.

— Сейчас градус ненависти между странами очень высок. На композиторов он не подействовал?

— Вся эта ненависть — организованная театральная акция, я бы назвал ее хэппенингом. Если мы говорим о политике, то можно по пальцам пересчитать людей, которые до сих пор верят в справедливую борьбу за независимую Украину. Культура осталась единственным фундаментом, на котором молодое поколение русских и украинцев сможет налаживать диалог.

— Киевляне, вступившие в «МолОт», не боятся бойкота на родине?

— Могу только сделать им комплимент. Не надо бояться. Страх — самый плохой советчик. В конечном счете вступившие в «МолОт» выиграют, а те, кто останется под националистическими флагами, проиграют. Любой национализм разбивается о стену узколобого кретинизма. Националисты всегда будут, но нигде и никогда не смогут удержаться у власти.

— Почему «МолОт» начал экспансию в СНГ именно тогда, когда то же движение пошло на политическом уровне?

— Мы начали это движение в 2009 году, когда никто еще не думал ни о Крыме, ни о Таможенном союзе. Идеи объединения витают в воздухе, тут не нужны тайные операции. Творческий народ хочет единства. Любая культура является по-настоящему ценной, когда она представляет собой плавильный котел рас, религий, учений, точек зрения, ориентаций, национальностей. Должно быть тесто, чтобы вылепить вкусный пирог.

— Но «МолОт» действует при Союзе композиторов России, а не при Таможенном союзе. Тут нет противоречия?

— Это политика культурного продвижения, которую, кстати, полностью поддерживал покойный председатель Союза композиторов Владислав Казенин. У нас с государствами разные отношения: в Туркменистане мы контактируем с правительством, на Украине — со студентами. То, что происходит с нами сейчас, — это естественное кровообращение. Молодежь на территории СНГ хочет делать совместные проекты.

— Может быть, для некоторых композиторов из СНГ московские предложения — это соломинка, за которую они хватаются, пока на местах нет денег и возможностей?

— Если бы Москва им машины раздавала — может быть. Но мы ничего не даем, кроме творчества.

— Как большая организация может функционировать без денег?

— Нужна смелость. Наглость в хорошем смысле слова. У нас сейчас несколько сот членов, а 5 лет назад было 20 человек. На старте всегда должен быть электрошок. Если мы будем сидеть и ждать денег, особенно в России, мы никогда не сдвинемся ни на метр. И даже когда деньги появятся, проведем пару акций и дальше будем сидеть.

— Многие великие композиторы дорожили своим творческим одиночеством. Почему сейчас молодежь сбивается в стаю?

— Мы объединяемся не для того, чтобы писать музыку в четыре руки, а для того, чтобы друг друга обогащать и защищать. Композитор — самый беззащитный человек в России, нас даже нет в государственном реестре профессий. Нам необходима «самооборона без оружия». «МолОт» — это и есть композиторское самбо.

— О ваших премьерах уже давно не слышно. Организационная работа взяла верх над творчеством?

— Дело в том, что, в отличие от моих более юных коллег, я не могу позволить себе писать музыкальную макулатуру. Многие в месяц сочиняют по семь опусов. Это же черная халтура! Всё поставлено на поток и даже не приносит денег. Зачем? В моей теории «Пелос» есть глава о творческой смерти автора.

— Она наступила у вас или у них?

— У меня — нет. Так вот в этой главе я провожу четкую границу между творческим молчанием и творческой смертью. У меня молчание. Период молчания был у всех — от Мартынова до Россини. Это кропотливая внутренняя работа, переосмысление своего пути. А сейчас композитор пишет оперу и каждый день постит в Facebook: «Вот еще 32 такта написал». И все лайкают. Этот вынос грязного белья на публику говорит о чудовищной невостребованности. Ни в коем случае нельзя говорить о своей музыке, пока она не закончена.

— Когда вы закончите?

— Специально уехал из Москвы, чтобы работать. К осени будут премьеры.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности