Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Одессе отказались переименовывать улицы Жуковского и Бунина
Здоровье
Педиатр указала на опасность авиаперелетов для малышей
Мир
Американский постпред при ООН не упомянула США в контексте бомбардировок Нагасаки
Армия
МО рассказало о спасшем более 10 сослуживцев старшем прапорщике Збаразском
Мир
Пентагон сообщил о выделении Украине пакета военной помощи на $1 млрд
Армия
Шойгу отстранил Иванова от должности замминистра обороны
Мир
В Белом доме заявили о продолжении поставок Киеву тактических ракет ATACMS
Спорт
«Металлург» в третий раз стал обладателем Кубка Гагарина
Общество
Родители избитых детей в детсаду будут добиваться увольнения воспитателя
Мир
Небензя назвал целью резолюции США по ядерному оружию в космосе очернение РФ
Мир
Украинцы призывного возраста не смогут получить паспорта за границей
Культура
Утерянную незаконченную работу Климта продали на аукционе в Вене за €30 млн
Мир
Эрдоган заявил об отсутствии активных торговых отношений Турции с Израилем
Общество
СМИ сообщили о задержании бывшего первого зампреда правительства Подмосковья
Мир
В Белом доме заявили об отсутствии цели запретить TikTok в США
Армия
Депутаты внесли законопроект о досрочной демобилизации многодетных отцов

БРИКС вместо «большой восьмерки»

Экономист Инал Ардзинба — о том, как Россия может сыграть лидирующую роль в изменяющемся мире
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Как известно, в марте этого года страны «финансовой семерки» заявили о приостановке своего членства в «группе восьми». Какое влияние это решение окажет на реализацию национальных интересов России на международной арене?

Для развития любого межгосударственного объединения большое значение представляет его способность участвовать в решении проблем глобального развития единой коалицией, что, в свою очередь, зависит от качества общих интересов. В случае «группы восьми» нельзя не отметить довольно низкую степень совпадения интересов прежде всего между «финансовой семеркой» и Россией. Следовательно, функционирование «восьмерки» подвержено турбулентности, что сказывается на ее способности оперативно реагировать на международные проблемы. Сегодня группа продолжает накапливать кризисный потенциал.

Полагаю, что относительно большим резервом позитивного влияния на мировую экономику и международные отношения обладает группа Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР — БРИКС.

Шестой саммит БРИКС состоялся в бразильском городе Форталеза 15 июля. «На полях» саммита было зафиксировано принципиальное совпадение позиций лидеров по самому широкому кругу вопросов современной международной повестки. На саммите были подписаны соглашение о создании Нового банка развития (НБР) и договор о создании Пула условных валютных резервов БРИКС. Также был одобрен масштабный план действий на период председательства Бразилии в БРИКС.

Страны БРИКС объединены целью формирования более справедливой международной финансово-экономической архитектуры (прежде всего в части реформирования МВФ и Всемирного банка). «Пятерка» едина во мнении — вес развивающихся стран в принятии решений на уровне базовых международных финансовых организаций должен соответствовать их растущей роли в мировой экономике. Текущие формулы расчета квот в указанных международных институциях не соответствуют современным макроэкономическим реалиям и отражают попытки некоторых стран законсервировать Бреттон-Вудскую модель. Между тем страны БРИКС сотрудничают и по ряду вопросов политической повестки.

Ключевой фактор долгосрочной устойчивости «пятерки» заключается в том, что на площадке БРИКС совокупная сила притяжения превосходит силу отталкивания. Разногласия между членами группы представляются сравнительно фрагментарными, несут в основном тактический, часто региональный характер. Мотивы целесообразности участия в группе перевешивают проблемы двустороннего взаимодействия между членами «пятерки». Находясь в группе, государства БРИКС приобретают дополнительные механизмы влияния. Вне ее любая из пяти стран потеряет синергетический потенциал и возможность коллективно (а значит, более эффективно) продвигать необходимые реформы.

Критикуя БРИКС, западные эксперты отмечают, что группа соткана из противоречий, акцентируют несовместимость политико-экономических систем стран «пятерки». Так ли это?

Полагаю, что политико-экономическое и историко-культурное многообразие может стать источником силы БРИКС. Каждая страна «пятерки» не только представляет целостный цивилизационный ареал, но и является его центром (Бразилия — моральный лидер латиноамериканского ареала; Россия — православного; Индия — индуистского; Китай — синского; ЮАР — африканского).

Таким образом, одним из базовых принципов деятельности БРИКС может стать цивилизационная комплементарность. Широкое цивилизационное представительство в БРИКС может стать важным источником легитимности группы, ее способности артикулировать интересы существенной части международного сообщества. Принцип комплементарности также предполагает преодоление барьеров социально-экономического развития на национальном уровне через качественное улучшение многостороннего взаимодействия и взаимовыгодное использование недостающих ресурсов друг у друга.

Существуют конкретные результаты многовекторной деятельности БРИКС. Так, происходит постепенная трансформация группы в полноформатный механизм координации тактических и стратегических приоритетов стран-участниц. Именно для достижения этой цели сформирован функциональный механизм БРИКС, предполагающий сотрудничество по 27 тематическим направлениям. По итогам ряда международных молодежных форматов могу с уверенностью отметить, что коллективная энергия БРИКС проявляется и на молодежном уровне. 18–21 июня 2013 года в Санкт-Петербурге состоялся молодежный саммит «группы двадцати». Именно взаимодействие молодых лидеров БРИКС стало определяющим фактором работы молодежной площадки.

Роль, политическую значимость и интеллектуальное присутствие России на площадке БРИКС трудно переоценить. Россия — осевая в геополитическом смысле страна, так как обладает уникальным статусом участницы всех значимых институтов глобального управления и неформальных объединений. Являясь единственной страной геополитического и цивилизационного Севера, Россия играет стержневую роль в БРИКС. Без российского участия объединение потеряет трансконтинентальную проекцию.

Политику России на площадке БРИКС следует охарактеризовать как активную. Осознавая стратегическую значимость этой платформы для внешней политики страны, руководство России выступало за концептуальный и системный подход к развитию объединения, его формированию в качестве устойчивого механизма координации практических позиций участников. Инициативы России поддерживаются партнерами по группе — они детально выверены, имеют прочное обоснование и отвечают интересам каждой страны — участницы объединения.

Своевременная интеллектуальная разработка проблем и перспектив развития группы БРИКС представляется весьма важной для России — наша страна примет саммит группы уже в 2015 году. Россия как один из системообразующих акторов международных отношений призвана в очередной раз задать эффективную «генеральную линию», конструктивное направление совместной работы, обеспечить взаимоуважительную, доверительную тональность дискуссий в рамках БРИКС. Председательство Российской Федерации в группе — важная платформа для реализации политико-экономического потенциала страны на международной арене. Насколько успешно нам удастся эту платформу задействовать, будет зависеть от выбора правильной стратегии в «пятерке». Считаю важным начать работу над концепцией российского председательства в группе, призванной отразить базовые установки и ключевые критерии лидерства России на столь важной международной площадке, ставшей в последние годы значимым институтом доверия в мире. Современная мировая экономика функционирует в условиях фундаментального дефицита доверия к политическим институтам.

Содержательное наполнение повестки дня, разработка общей темы и приоритетов председательства России в группе БРИКС имеют определяющее значение для эффективной и уверенной работы «пятерки» в 2015 году. Российское председательство, с одной стороны, должно обеспечить преемственность дискуссий по всем вопросам уже сложившейся повестки с целью максимизации качества выполнения ранее принятых обязательств. С другой — следует инициировать рассмотрение принципиально новых тем, способных придать динамизм общей работе объединения.

Как известно, к 1 января 2015 года планируется создание Евразийского экономического союза. Учитывая приоритетный характер запуска Евразийского экономического союза для России и стран-партнеров, констатируя факт совпадения времени запуска Евразийского экономического союза и председательства России в БРИКС, акцентируя существование евразийского блока БРИКС (Россия, Китай и Индия), предлагаю сформировать автономную контактную платформу на уровне «БРИКС – Евразийский экономический союз» для разработки возможностей участия стран БРИКС в отдельных направлениях работы Евразийского экономического союза.

Конфигурация деятельности БРИКС не совпадает с архаичными блоковыми подходами, предполагающими диктатуру сильных и подчинение слабых союзников. Партнерами по группе стали крупные суверенные государства, выступающие за доверительный диалог в международных делах и уважение национальных особенностей. 22 июля на заседании Совета безопасности Российской Федерации была подчеркнута важность всеобъемлющего обеспечения суверенитета страны в условиях напряженной международной обстановки. Проект «БРИКС» полностью гармонирует с указанным императивом.

Таким образом, есть все основания полагать, что БРИКС ждет большое будущее, и международное сообщество уже начинает осмыслять факт перенастройки глобального развития. Маленький, но весьма примечательный пример: в 2011 году граждане Греции, протестовавшие против макроэкономической политики национального правительства, скандировали: «Выйдем из Евросоюза, вступим в БРИКС». Шутка ли?

Автор — президент Ассоциации мировой экономики НИУ-ВШЭ, лидер российской делегации на «молодежной двадцатке».

Комментарии
Прямой эфир