В поисках вкуса

Российские знатоки высокой кухни и изысканных сортов французских вин и швейцарских сыров уже давно освоили гастрономические маршруты по всему миру. Действительно, дегустации во французских Бургундии, Бордо и Шампани, итальянских Пьемонте и Умбрии и других гастрономических «столицах» мира имеют большой спрос и пользуются популярностью среди наших соотечественников.
Однако внутри родной страны гурманов, охочих до традиционных русских деликатесов и готовых отправиться для этого, например, в отдаленный регион, оказывается в разы меньше. А зря! «Известия» выяснили, что и в России есть чем «поживиться» путешественникам-гурманам.
Южное вино и северные пельмени
Традиционно одной из главных отечественных гастрономических мекк еще с незапамятных советских времен была жемчужина Кубани — Абрау-Дюрсо. Только за прошлый год с экскурсиями эту часть благодатного солнечного Черноморского побережья посетило более 130 тыс. человек. В каждом из отелей здесь в сезон максимальная загрузка. Столик в ресторане в любое время года здесь лучше забронировать заранее, рекомендуют местные администраторы.
«Курорт Абрау-Дюрсо исторически развивался вокруг интереса туристов к Русскому винному дому, — рассказывает Стефания Майорова, заместитель генерального директора Центра винного туризма «Абрау-Дюрсо». — Наиболее популярны экскурсии по заводу и дегустации: гости посещают старинные подвалы XIX века, знакомятся с технологиями, узнают о разных сортах шампанских вин и способах их производства». Кроме того, практикуют экскурсии на виноградники, но есть и предложение для вип-клиентов — отель «Империал» со спа-комплексом Champagne-spa и четырьмя ресторанами с разными кухнями и замечательными шеф-поварами.
Новинка этого года — кулинарные мастер-классы с талантливыми шеф-поварами в Школе гастрономического мастерства Абрау-Дюрсо. А еще здесь развивается активный отдых на природе: озеро и окрестные горы, покрытые можжевеловыми рощами и виноградниками, дарят прекрасные возможности для велосипедных и лодочных прогулок. С этого года предлагается оздоровительный хайкинг (ходьба пешком по пересеченной местности) с инструктором. И, конечно, все гости посещают фирменные магазины, чтобы привезти домой знаменитое вино и стильные сувениры.
Вы удивитесь, но другой ставший довольно быстро известным за пределами своего региона «оазис» для гурманов — Новосибирск. Сегодня его можно по праву называть не только родиной пельменей, но и их столицей. В меню многих заведений здесь можно попробовать это одно, наверное, из самых известных блюд русской кухни. «Наш «большой» пельменный бизнес начинался с нескольких маленьких кафе в аэропорту Толмачево, — вспоминает Денис Иванов, директор сети ресторанов. — Мы заметили, что интерес к нашим пельменям растет, постепенно стали расширяться».
Но даже открыв сеть кофеен и предлагая меню, состоящее из традиционных, например, завтраков, Денис получал заказы на пельмени. Гости столицы Сибири даже по утрам предпочитали пельмени овсянке! Вот тогда и было решено открыть ресторан, специализирующийся исключительно на пельменях, «изюминкой» которого стали русские женщины, что лепят пельмени онлайн, прямо на глазах у посетителей.
Аутентичная еда
Давайте вспомним историю. Что предшествовало появлению русской кухни? Собирательство, рыболовство, охота. «Сегодня я не уверен, что многие гурманы готовы заказывать в ресторанах рябчиков, вальдшнепов или бекасов, — рассуждает Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров России. — Поэтому, несмотря на наличие потенциально интересных с гастрономической точки зрения мест, этот вид туризма в нашей стране не развит, он только-только начинает появляться как отрасль».
О том, каким должен быть гастрономический туризм, точно знают, например, в Италии, где в ту же Парму едут туристы, которые хотят попробовать аутентичную пармскую ветчину. Причем на месте можно не только продегустировать продукт, но и познакомиться с его производством — с нуля до конечного результата. «То есть гастрономический туризм базируется на местных, локальных кухнях, продуктах, особенностях — на том, чего нет, может быть, больше нигде, — поясняет Игорь Бухаров. — В нашей же стране большинство ресторанов, надо признать, «не настроены» на местную кухню».
Эксперт считает, что сегодня было бы полезно немного переосмыслить старинную кухню, «облегчить и осовременить» вековую рецептуру, пересмотреть ее с поправкой на новые реалии и возможности. Некоторые рецепты можно просто восстановить и брать как руководство к действию без изменений. «Это может быть очень интересно с точки зрения гастрономического туризма, но только для приготовления надо использовать именно местные натуральные продукты, характерные для той или иной области России, — подчеркнул Игорь Бухаров. — Ведь невозможно звать туристов пробовать камчатских крабов во Владимир или откушать вологодского масла — в Екатеринбург».
По мнению Стефании Майоровой, эффективность и прибыльность гастрономического туризма зависят от уровня его организации на объекте. Например, действующей небольшой сыроварне не так уж сложно показывать туристам хотя бы часть производства. Гораздо сложнее организовать продажу таких туров, да и прибыль будет невысокая. «Скорее, это можно считать рекламным ходом», — полагает специалист.
Да, создание полноценной туристической инфраструктуры вокруг большого производства — трудоемкий процесс, требующий больших ресурсов. Да и окупается он, как правило, не быстро. Однако и будущее у такого бизнес-проекта огромное. Это показывает и опыт ряда стран, где на базе пивных заводов с известными марками работают даже огромные отели, главная гордость которых, как правило, шикарный пивной ресторан, где можно отведать свежесваренный солодовый напиток нескольких десятков сортов, закусив его блюдами оригинальной авторской кухни, созданной специально «под пиво»! Но кроме того, здесь еще есть и оригинальные программы и экскурсии. Не случайно отдыхающие — как местные, так и иностранные — заказывают номера в такие отели загодя, за несколько месяцев!
Кухонная география
Туризм бывает разный — пляжный, горный, паломнический, экологический, этнический, гастрономический и даже винный. В этом смысле Дагестан — уникальный регион России, где небольшая территория готова предоставить путешественникам всевозможные виды отдыха. Здесь есть и живописнейшие горы, и ледники, и море, и озера, и реки, и пустыни, и леса, и степи...
Вместе с тем в Дагестане живет много разных народов со своими традициями, обычаями и, конечно, кулинарными особенностями. «Мы считаем, что главное направление, которое следует развивать, делать еще более привлекательным для туристов, — это побережье Каспия и соответственно отдых на море, — отметил Зубайру Зубайруев, начальник управления информационной политики правительства Республики Дагестан. — Но и гастрономические путешествия можем предложить на любой вкус: у нас чистейшая вода, свои натуральные продукты и горные травы, которые используются для приготовления оригинальных блюд национальной кухни. И, конечно, известные на весь мир марки коньячной продукции, при этом коньяк можно не только попробовать, но и увидеть, как его делают».
Да, гастрономический туризм в нашей стране только-только начинает развиваться. И нам есть что предложить привередливым гурманам со всего мира: дичь — на Алтае, рыба и крабы — на Дальнем Востоке, пельмени — в Сибири, грибы повсеместно (к слову, очень «перспективный» продукт для гастрономических туристов). «Но надо понимать, что нам нужны качественные поставщики продуктов на местах, — еще раз отмечает Денис Иванов. — А их, во‑первых, не так много, а во‑вторых, например, в нашем Новосибирском регионе большая часть года — это зима, и мы не избалованы возможностью вырастить что-то свое».
Конечно, необходимо позаботиться и достойном сервисе. Не надо удивлять чем-то «из ряда вон». Пусть это будет известное блюдо — качественное и по приемлемой цене. Вот она, оптимальная формула хорошего сервиса и гарантия положительных эмоций для большинства туристов.
В Суздаль за блинами
Некоторые специалисты уверяют, что национальная русская кухня начала формироваться в Суздале. Изначально она вбирала в себя культуру и традиции Византии, древнего Новгорода. Наиболее древним блюдом суздальского стола считались блины. Само слово произошло от старорусского слова «мелин» — кушанье из намеленного зерна, муки. Археологи находили в Суздале керамические сковородки, датируемые IX веком (собственно, они и предназначались для выпечки блинов). Блин, по форме напоминающий солнце, являлся всенепременным предметом поклонения у язычников.
В Белгород за окрошкой
В Белгороде, например, проводят фестиваль окрошки. Если верить Википедии, само название произошло от глагола крошить — мелко нарезать. Рецепты окрошки появились еще на заре русской кулинарной литературы, в конце XVIII века — в частности, в труде Николая Осипова «Старинная русская хозяйка, ключница и стряпуха», а родственное ей блюдо — ботвинья — упоминается еще раньше, в «Домострое».
В Архангельск за треской
Жителей Архангельска в Поморье издавна называют трескоедами за их пристрастие к блюдам из трески. Впрочем, для архангелогородцев это прозвище вовсе не обидное, а почетное, так как фактически является синонимом слова «гурман». Ведь треска в поморской кухне считается самой вкусной и здоровой пищей. Ароматную «тресшочьку» запекают в овальной глиняной миске, с картофелем, луком и сметаной, с золотистой шаньгой или кулебякой.