Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВСУ за сутки нанесли 10 ударов по объектам российской энергетики
Общество
Минтруд назвал восемь признаков для определения подмены трудовых отношений
Наука и техника
Ковальчук заявил о наличии у РФ технологий для развития коммерческих запусков в космос
Общество
Скончался актер из «Первого отдела» Денис Верягин
Общество
Генерала Шамарина приговорили к семи годам колонии строгого режима
Мир
Глава МИД Ирана прибыл с визитом в Москву
Мир
Лукашенко указал на возможность выстроить в СГ более тесную систему взаимодействия
Происшествия
Взрыв прогремел на предприятии в Москве
Мир
В Кремле указали на динамично развивающиеся отношения РФ и Катара
Мир
В Чехии заявили о прекращении закупки российской нефти
Мир
В США усомнились в возможности ввода миротворческих сил НАТО на Украину
Авто
За минувшие сутки в России произошло 273 ДТП
Мир
Песков заявил об ориентированности Европы на продолжение конфликта на Украине
Наука и техника
Мишустин указал на важность передовых технологий в пассажирском судостроении
Политика
В Кремле назвали новые регионы неотъемлемой частью России
Наука и техника
Ковальчук указал на невозможность освоения Луны и Марса без атомной энергетики
Политика
Песков анонсировал содержательные переговоры лидеров стран на праздновании 9 Мая

Дело ЮКОСа — после драки кулаками не машут

Политолог Виктор Милитарев — о том, почему Гаагский суд борется с тем, чтобы в России было, как в Европе
0
Выделить главное
Вкл
Выкл

Итак, Международный арбитражный суд в Гааге счел, что российское государство совместно с компанией «Роснефть» «экспроприировало» нефтедобывающую компанию «Юганскнефтегаз», и присудил ответчиков к выплате акционерам ЮКОСа $50 млрд. 

Судебный процесс длится уже более 10 лет, и то что решение не в пользу нашей страны было принято именно сегодня, случайным мне совсем не кажется. Что бы ни рассказывали наши либералы об объективности и беспристрастности западного правосудия, я в это давно уже не верю и в данном случае совершенно убежден, что решение Гаагского суда явно вписывается в кампанию санкций против России и прочей «борьбы с аннексиями» и «борьбы с поддержкой террористов, сбивающих гражданские самолеты». 

Но помимо этого очевидного аспекта в нынешней попытке символически переиграть дело ЮКОСа десятилетней давности присутствуют еще два момента. Первый — это попытка отомстить нашей стране за хотя бы относительное наведение порядка в нефтяной отрасли, откровенно разворованной в ельцинские времена. Второй — тот факт, что судебное решение является результатом действий известного уголовника Леонида Невзлина, партнера Михаила Ходорковского по созданию и управлению ЮКОСом. 

Сначала поясню первый аспект. После Второй мировой войны во всем мире стало понятно исключительное стратегическое значение нефтегазовых ресурсов. В результате сложилась такая модель управления этими ресурсами, при которой ключевая роль принадлежит государству. В европейской модели это признано открыто — нефть и газ разрабатываются компаниями, принадлежащими государству. В англо-саксонской модели всё, как это у них принято, гораздо более лицемерно. Формально нефтегазовые компании принадлежат частным акционерам. На деле же они действуют по хорошо известному принципу «Партия сказала — надо! Комсомол ответил — есть!». 

После принятия в 1990-х годах международной Энергетической хартии лицемерие стало уже зашкаливать. Именно в Энергетической хартии, несмотря на то что она Россией так и не была ратифицирована, гаагские судьи нашли подходящий пунктик о «борьбе с экспроприацией частных нефтяных компаний в пользу государства». 

Эта хартия как будто специально написана в защиту той системы, которая сложилась у нас в 90-е годы. В то время как все ведущие западные страны, подписав хартию, продолжают сохранять порядок вещей, при котором нефтегазовые ресурсы находятся, не важно, официально или только фактически, под контролем государства, у нас была создана система, при которой нефть, а в некоторой части и газ попали за бесценок в руки группы физлиц. Такая ситуация, повторяющая дикий монополистический капитализм XIX века, выдавалась за достижение либерализма и рыночной экономики. 

Практически все российские нефтяные компании занимались тогда разного рода махинациями, смысл которых состоял в максимальном уклонении от налогов и в максимальной приватизации прибыли с ее укрытием за рубежом. Всё это приводило к серьезнейшим проблемам с уровнем и качеством жизни большинства населения. 

За прошедшие после отставки Бориса Ельцина почти 15  лет в нефтегазовой отрасли наведен относительный порядок, вполне сопоставимый с порядком, существующим в других развитых странах. Нефтяные компании «Лукойл» и «Сургутнефтегаз», подобно «Texaco» или Exxon, проводят политику «дружбы с государством». «Роснефть» принадлежит государству, а «Газпром» контролируется государством через госпакет акций, подобно Statoil. 

«Сибнефть» продана владельцем и стала «Газпромнефтью». Английские собственники ТНК-ВР продали свою долю «Газпрому» и «Роснефти». И всё это происходило эволюционным путем, так сказать, «при полном непротивлении сторон». Единственным исключением в этом эволюционном процессе было «дело ЮКОСа». И единственная из олигархических групп ельцинских времен, не пожелавшая  «равноудалиться», как известно, плохо кончила. 

Но результат был всё равно тот же самый. Изначально, видимо, планировалось, что «Юганскнефтегаз» — основной актив ЮКОСа — купит «Сургутнефтегаз». Но когда Леонид Невзлин добился решения техасского суда о том, что «никто не должен выделять русским кредиты на покупку ЮКОСа», пришлось применить схему с «Байкалфинансгрупп» с последующей продажей «Юганскнефтегаза» «Роснефти». 

И теперь «наши западные партнеры» ужасно недовольны тем, что у нас в нефтегазовой сфере всё обстоит приблизительно так же, как и у них. А они-то так надеялись, что им удастся при помощи проповеди либерализма и «радикальных рыночных реформ» столкнуть нас в дикий капитализм и тем самым сильно ослабить. Но, увы, не вышло. Вот и машут теперь в Гааге кулаками после драки, обвиняя нас в «экспроприации нефтяной компании в интересах государства». При том, что сами же не отрицают, что владельцы ЮКОСа укрывались от налогов в особо крупных размерах и, по сути, привели компанию к банкротству. 

Я, конечно, не знаю, придется ли нашей стране выплачивать Невзлину и его браткам отсуженные ими в Гааге $50 млрд. Но совершенно уверен в том, что дело об экстрадиции Невзлина в Россию пора ставить на гораздо более серьезную основу, чем до сих пор. Ведь Невзлин, в отличие от своих подельников Ходорковского и Лебедева, виновен отнюдь не только в налоговых махинациях и прочих мошенничествах. Он является главным заказчиком убийств, за организацию которых отбывает пожизненное юкосовский начальник службы безопасности Алексей Пичугин. 

Кстати, что этот ЮКОС был за контора, видно из одной истории, которую мне рассказывали бывшие сотрудники ЮКОСа. Когда один из вице-президентов, фамилию которого я не называю по этическим соображениям, увлекся красивой сотрудницей, то, по словам моих источников, Невзлин, также положивший на эту даму глаз, заказал Пичугину организовать избиение этого вице-президента, чтоб не лез, куда не следует. 

Так что сегодня после решения Гаагского арбитража самое время, чтобы наши друзья в Израиле убедили власти своей страны выдать Невзлина российскому правосудию. В конце концов получить $50 млрд от российского государства можно и находясь на шконке в колонии для пожизненников. Я даже знаю несколько православных старушек, которые готовы посылать ему в колонию «Белый лебедь» посылки. 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением