«Стражи Галактики» наносят ответный удар

Летний «попкорновый» сезон в самом разгаре. Дошла очередь до новой экранизации комиксов компании Marvel. На экраны выходят «Стражи Галактики» Джеймса Ганна, криминальная комедия, притворяющаяся космической одиссеей.
На космического воришку Питера Крилла (Крис Прэтт), именующего себя звездным лордом, объявлена охота. Украв таинственную сферу, Питер перешел дорогу могущественным и малоприятным личностям — Ронану (Ли Пейс в экипировке фаната тяжелого металла) и Таносу (обезображенный графикой Джош Бролин, восседающий на летающем троне), которые мечтают ни много ни мало повелевать Вселенной.
Банальная завязка тащит за собой довольно предсказуемый сюжет, но как всегда в случае с блокбастерами — вся соль в деталях. Неожиданно, но факт. «Стражи Галактики» — не только юбилейный, десятый по счету фильм «Вселенной Marvel» (объединяющей франшизы «Железного человека», «Мстителей», «Тора», «Халка» в единый метасюжет), но и первая откровенная комедия во всей серии.
Не случайно, в главной роли — подкачавшийся рок-музыкант из ситкома «Парки и зоны отдыха» Крисс Прэтт, годами прозябавший на ролях патентованных придурков и «друзей главного героя». Остальная компания «Стражей» ему подстать: зеленая женщина со стальными кулаками и нелегкой судьбой Гамора (Зои Салдана); простодушный качок с одной извилиной Дракс Разрушитель (рестлер Батиста); говорящий (в оригинале) голосом Брэдли Купера енот по прозвищу Ракета и ходячее дерево Грут, у которого на все случаи жизни припасено три интересных слова: «Меня зовут Грут». Вин Дизель на разные лады повторяет их весь фильм. В русской версии, заметьте, без всякого акцента.
Режиссер Джеймс Ганн прошел школу одиозной студии «Трома» и обожает раздавать пощечины общественному вкусу. В «Слизняке» он разбавил трогательную мелодраму о неудачном браке инопланетными брюхоногими. В «Супере» — хладнокровно расправился с двумя фетишами американского общества: верой в богоизбранность и любовью к защитникам справедливости.
В «Стражи Галактики» вместе с ним пришла часть команды из «независимого» прошлого — в том числе актер Майкл Рукер, как будто созданный играть колоритных второплановых злодеев. Ганн усиленно делает вид, что ничего не изменилось, никакой ответственности за многомиллионный бюджет нет и в помине, а фильм — очередная веселая забава. Однако в тот момент, когда веселье вот-вот должно перерасти в полноценное безумие, в работу вмешивается трезвый продюсерский расчет.
Создатели блокбастеров всегда идут по скользкой дорожке. Стремясь угодить максимальному количеству аудитории, они часто фатально промахиваются. Но «Стражам Галактики» это почти удалось. Для детей — романтика звездных путешествий, детально проработанные миры, забавные мультяшные герои и устрашающие злодеи. Для тех, кто постарше, — впечатляющий уровень спецэффектов, качественное 3D, бодрый ритм и постмодернистские шутки: «Я вообще родом с планеты преступников. Джек Потрошитель. Бонни и Клайд. Ну и Аль Пачино, конечно».
Научная фантастика стремительно хиреет — и в ожидании новой трилогии «Звездных войн» все послушно смотрят добротный, но скучнейший перезапуск «Звездного пути». В обнищании жанра повинны не столько глупые продюсеры, сколько общая конъюнктура — скай-фай, очевидно, проигрывает супергероям и, как правило, не окупается в прокате. Возможно, в современных условиях «Стражи» предлагают наиболее оптимальный и с художественной и с коммерческой точек зрения вариант — уйти от серьезности в сторону детской беззаботности.
Уже сейчас, не дожидаясь результатов проката, студия объявила о запуске продолжения «Стражи Галактики 2» с тем же актерским составом и снова с Джеймсом Ганном во главе.