Новости, деловые новости - Известия
Воскресенье,
26 июня
2016 года

Микрофинансистам устроят макропроверки

Центробанк начинает проверять микрофинансовые организации столь же тщательно, как и банки

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

Вступила в силу инструкция Центробанка 151-И, которая определяет порядок проведения проверок микрофинансовых организаций (МФО). В соответствии с ней у МФО могут запросить широкий круг сведений — вплоть до электронных баз данных и записей видеонаблюдения. Проверки, согласно документу, который изучили «Известия», могут проводиться как с предварительным уведомлением микрофинансистов, так и без. Новые правила ускорят темпы ликвидации МФО: к концу года число участников рынка может сократиться с 4 тыс. до 2 тыс.

Проверки МФО будут проводить служащие Центробанка — на основании поручения, выданного мегарегулятором. В этом документе будут зафиксированы персональный состав уполномоченных представителей, а также сроки проведения проверки. Причем проверяемый период и конкретные вопросы к МФО представители регулятора будут определять самостоятельно. Также Банк России может поручить проведение проверок МФО аудиторам, актуариям или саморегулируемым организациям (СРО). Периодичность проверок в инструкции не указана и будет определяться «из надзорной необходимости», в том числе с учетом финансового состояния, подверженности рискам, достоверности отчетности, а также результатов прошлых мероприятий. Согласно инструкции, регулятор вправе проводить проверки МФО как c предварительным уведомлением компании, так и без него.

В ходе проверки будут оценивать соблюдение МФО законодательства и нормативных актов ЦБ, достоверность отчетности, достаточность капитала, чистых активов, соблюдение нормативов, качество управления организации (включая организацию управления рисками и внутреннего контроля), финансовую устойчивость, платежеспособность и перспективы деятельности. Также проверяющие будут выявлять действия, угрожающие правам и законным интересам клиентов МФО. Проверяющие могут запросить у МФО всю необходимую информацию за проверяемый период, в том числе учредительные документы, материалы службы внутреннего контроля, бухгалтерскую, статистическую и финансовую отчетность, сведения о выполнении антиотмывочного законодательства. Кроме того, проверяющие могут запросить у МФО доступ к электронным базам данных, расшифровку таких баз, а также записи видеонаблюдения.

Руководитель МФО и ее работники должны всячески оказывать содействие представителям ЦБ, в частности обеспечить беспрепятственный доступ рабочей группы в помещения организации, предоставить им рабочие места в отдельном служебном помещении. Акт проверки является документом для служебного пользования. Проверенная организация не имеет права раскрывать содержание акта проверки никому, кроме аудиторов. Один экземпляр акта будет направляться в СРО, членом которой является проверенная организация.

Как рассказал «Известиям» директор СРО НП «Мир» (членами этой саморегулируемой организации являются 50 МФО) Андрей Паранич, до создания единого мегарегулятора проверками МФО в полном объеме занималась Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), поглощенная ЦБ: в организацию приходили сотрудники ФСФР, они смотрели документы и на основании выявленных фактов принимали какие-либо решения.

— Теперь же надзор разделился на две части, — говорит Паранич. — Первая часть — проверка документов, которую осуществляет инспекция Центрального банка на основании поручения профильного подразделения. Таким образом, всеми проверками абсолютно всех финансовых учреждений занимается одна и та же инспекция. У нее нет четко выраженной специализации — она может проверять и банки, и страховые компании, и МФО. Сама инспекция не оценивает результаты проверки, а передает их тому подразделению, которое давало поручение на проверку. Вторая часть проверки — принятие решения о необходимости вынесения тех или иных предписаний — выполняется профильным подразделением, отвечающим за регулирование того или иного рынка. Таким образом, произошла унификация проверок по всем направлениям финансовых рынков. Поскольку проверками занимается одно и то же подразделение, то и порядок проведения проверок будет похож, будь это банк, МФО или другой участник рынка.

Многие микрофинансисты пока опасаются комментировать новую инструкцию ЦБ. Например, от комментариев отказались в компаниях «Домашние деньги» и «Финотдел».

По словам гендиректора компании «Мигкредит» Лоры Файнзильберг, проверки ЦБ могут проходить реже, а могут и чаще. Однако, учитывая тот факт, что количество МФО превышает количество банков примерно в шесть раз, проверять микрофинансистов ЦБ сможет не чаще, чем банки, считает собеседница.

— Вопрос о выездных проверках МФО назрел достаточно давно и разработка подробной инструкции, регламентирующей все процедуры, была необходима, — говорит ведущий эксперт по банковским рейтингам «Эксперт РА» Антон Сараев. — При этом ЦБ РФ не стал выдумывать, что-то кардинально новое — по сути, инструкция 151-И написана на основе инструкции 105-И, которая регламентирует порядок проведения проверок кредитных организаций. Все основные подходы к проверке МФО заимствованы из банковской инструкции. В связи с этим можно сказать, что требования к МФО будут такими же жесткими, как и к банкам. Единственное послабление — это частота проверок, у МФО она строго не определена, а учитывая число микрофинансовых организаций (их порядка 4 тыс.), можно предположить, что регулярных проверок, как в банках, не будет.

Также, по словам Павла Симоненко, директора по продажам в странах СНГ Dukascopy Bank SA, деятельность банков в отличие от МФО еще подлежит надзору и со стороны силовых структур, в том числе ФСБ.

Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий говорит, что для сектора МФО характерен гораздо более слабый уровень регулирования и надзора, чем для банковского сектора.

— Например, у МФО всего 2 обязательных норматива, тогда как у кредитных организаций их 11, — указывает Осадчий. — Между тем взрывной темп роста численности МФО, продолжавшийся вплоть до III квартала 2013 года, и стремительный рост портфеля микрофинансовых займов (рост на 77% за 2013 год) уже в ближайшие годы могут создать угрозу стабильности финансового рынка. Кроме того, некоторые крупные МФО (например, ООО «Домашние деньги», активы которого на конец 2013 года достигли 5,2 млрд рублей) уже превосходят по размерам многие банки. Поэтому ужесточение надзора и регулирования рынка МФО со стороны ЦБ представляется своевременным и целесообразным.

По словам Паранича, исключение МФО из госреестра микрофинансовых организаций (аналог отзыва лицензии у банка), как правило, происходит потому, что компания отсутствует по указанному адресу или не сдала отчетность. Наиболее частое нарушение — непредставление отчетности о микрофинансовой деятельности и о персональном составе своих руководящих органов. Также встречается несоблюдение нормативов достаточности собственных средств и ликвидности для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических и юридических лиц в виде займов; нарушение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Директор финансово-аналитического департамента СБ Банка Алексей Колтышев считает, что с принятием новой инструкции скорость исключения МФО из госреестра увеличится — как писали «Известия», Банк России этим летом рекордно активно чистит рынок МФО. По мнению экспертов, до конца 2015 года могут лишиться лицензий еще 2 тыс. участников рынка.

Известия // четверг, 14 августа 2014 года

Микрофинансистам устроят макропроверки

Микрофинансистам устроят макропроверкиЦентробанк начинает проверять микрофинансовые организации столь же тщательно, как и банки

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров



Новости сюжета «Микрокредиты»:

реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке