Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

И последние станут первыми?

Как помочь отстающим школам
0
И последние станут первыми?
Фото: PhotoXPress.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Результаты ЕГЭ этого года заставили схватиться за голову и бить тревогу не только выпускников, сдававших экзамены. В выяснение и устранение причин низких итоговых баллов по большинству дисциплин в скором времени будут вовлечены многие специалисты по всей стране: министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов поручил регионам разработать программы поддержки слабых школ.

В чем конкретно причина неуспеваемости учащихся — предстоит определить на региональных уровнях. И каждая школа будет рассматриваться, как под лупой, в индивидуальном порядке. Как сказал министр образования и науки РФ, важно понять, что в каждом конкретном случае послужило причиной невысокого уровня знаний. Некачественная подготовка педагогов? Недостаток инфраструктурного оснащения? Неточные управленческие решения? Все это предстоит оценить и сделать выводы, прежде чем искать выход.

«Результаты ЕГЭ — не клеймо, а сигнал о том, что со школой необходимо вести работу, выяснять причины такого положения дел, — отметил Павел Сергоманов, заместитель директора департамента государственной политики в сфере общего образования Мин­обрнауки. — Бывали случаи, например, что провал конкретной школы связан с массовой покупкой результатов ЕГЭ у мошенников. Получалось так: и результаты низкие, и об истинном уровне знаний учащихся ничего не известно». Эксперт считает, что здесь важно понимать еще и то, что скорее всего в 2014 году не произошло снижения баллов ЕГЭ, а появились новые возможности получения максимально объективных результатов.

Вычислить «слабое» звено

Вопрос, каковы четкие критерии, определяющие учебное заведение в категорию слабых, — один из важнейших. И во многих субъектах Федерации рейтинги школ составляются по своим параметрам, хотя и базируется на результатах ЕГЭ. «В 2013 году по результатам единого государственного экзамена были составлены рейтинги 25 школ как с лучшими, так и с худшими результатами ЕГЭ по каждому предмету отдельно, — рассказал «Известиям» Игорь Скубенко, министр образования и науки Архангельской области. — Также были определены школы, получившие низкие результаты ЕГЭ по обязательным предметам. Кроме ЕГЭ принимались во внимание результаты участия школ во Всероссийской олимпиаде школьников».

Однако усредненного интегрального показателя здесь может и не быть, ведь во внимание должен приниматься целый комплекс разных, и не только оценочных, показателей. «К слабым школам обычно относят те, которые по статистике попадают в 10% худших школ по итогам ЕГЭ, — полагает Юрий Биктуганов, министр общего и профессионального образования Свердловской области. — Но это не совсем корректный подсчет. Эти школы могли, например, на самом старте принять учеников с низким образовательным потенциалом в силу особенностей развития детей. Невозможно сравнивать гимназию мегаполиса, в которую подбираются на законных основаниях дети, претендующие на углубленное изучение предметов, и сельскую школу, где открываются и коррекционные классы, и малокомплектные, в которых обучаются разновозрастные дети... Если ребенок, поступивший в коррекционный класс начальной школы, дошел до 9-го или до 11-го класса и выдержал государственный экзамен на оценку «3», то можно ли считать эту школу слабой?» По мнению регионального министра, оценивая школу, необходимо учитывать не только успехи ее учеников, но и результаты финансово-хозяйственной деятельности, а также работу администрации по подготовке и переаттестации кадров.

С ним согласен и коллега из Архангельска. «Результаты ЕГЭ этого года дают нам возможность поразмыслить о том, какая ситуация у нас сложилась с образованием, — отмечает Игорь Скубенко. — Однако при всей очевидности вывода, я уверен, что слабых школ у нас нет. Есть как явление неграмотное распределение ресурсов, которые выделены на реформирование. Думаю, что это прежде всего связано с тем, что у нас проблемы не только с подготовкой педагогических кадров, но и управленческих: я имею в виду тех, от кого зависит распределение ресурсов».

Кто виноват и что делать

В этом году в условиях честной процедуры проведения ЕГЭ стало очевидным, что причины неудовлетворительных результатов госэкзаменов отнюдь не в процедуре проведения экзамена. Общественная палаты РФ уже третий год подряд предлагает Министерству образования и науки сделать результаты ЕГЭ в не персонифицированном виде доступными для экспертов и исследователей в области образования. Пока этого не произошло. Политика закрытости результатов не дает возможности провести комплексный анализ всех факторов, приводящих к слабым результатам на экзаменах.

«Граждане, звонившие на нашу горячую линию, говорили, что в их регионе очень мало учителей, которые сами могут написать экзамен на 65–70 баллов, — делится проблемой Любовь Духанина, член Общественной палаты РФ. — В то же время 70% учителей (по данным опроса Института социологии Российской академии образования, проведенного в мае 2014 года) не удовлетворены способами и качеством повышения квалификации». По мнению эксперта, важно выстроить повышение квалификации учителей как систему, реагирующую на разные потребности: кому-то необходимо самому освоить решение задач повышенной сложности, а кто-то, уже активно работающий над внедрением нового федерального стандарта, хочет разобраться с метапредметными результатами. Учителю необходимо предоставить право самому выбирать программу своего профессионального развития. Но сегодня так необходимое многообразие программ отсутствует.

«Учителя — большие труженики. Нет «плохих» и «слабых», такие просто не задерживаются в школах, — уверен Юрий Биктуганов. — Прежде чем призывать учителей к ответственности за результаты ЕГЭ, необходимо нам (управленцам, учредителям) задать себе вопрос: а все ли условия мы создали в школе для учителя? Можем ли мы сегодня предложить педагогу адресную методическую помощь в освоении новых педагогических технологий? И если все условия созданы, тогда как используются для управления, совершенствования условий получения образования и повышения качества образования такие эффективные механизмы управления, как повышение заработной платы, установление выплат стимулирующей части оплаты труда с учетом качества освоения обучающимися образовательных программ, переход на эффективные контракты?»

Равнение на лучших

Похоже, что у министра общего и профессионального образования Свердловской области уже есть ответы на эти вопросы, поскольку школы этого региона в 2014 году показали одни из лучших по стране результаты ЕГЭ. Впервые за все годы проведения ЕГЭ средние баллы в Свердловской области по всем предметам выше среднероссийских показателей (в прошлые годы — только по 4–5 предметам). Существенно выше и лучше прошлогодних результатов по области и результатов в целом по России итоги ЕГЭ по русскому языку и по математике. В том числе из расчета 36 баллов и 24 балла. «Это важно, так как минимальный проходной балл в вузы по этим предметам оставлен без изменений», — подчеркнул Юрий Биктуганов.

По мнению чиновника, успехи школ региона обусловлены тем, что в течение последних трех лет в целях повышения качества образования в области работает собственная система диагностики качества освоения образовательных программ. А по результатам этой диагностики с учащимися и педагогами проводится адресная, индивидуальная работа. «Перестроена работа по повышению квалификации педагогов. Акцентировано внимание на повышение квалификации учителей основной школы и школ, в которых педагогам требуется помощь в преодолении профессиональных дефицитов. Максимально задействуем оборудование, приобретенное в рамках реализации комплекса мер, для дистанционного обучения. С этой целью ежегодно осуществляется мониторинг и формирование «групп риска». При формировании учебных групп приоритет — педагоги из школ, обучающиеся которых имеют наибольшее количество учебных дефицитов по результатам диагностики», — делится позитивным опытом Юрий Биктуганов.

В 2014 году изменена модель подготовки к экзамену педагогов и лиц, привлекаемых к его проведению. В каждом муниципалитете подготовлены команды тьютеров. Такая система доказала свою эффективность. В Свердловской области запланировано применять и совершенствовать ее и далее. «Мы готовы оказать содействие коллегам из других субъектов по вопросам повышения квалификации», — говорит Юрий Биктуганов.

Сами «с усами»

Однако, по мнению самих учителей, было бы несправедливо винить их во всех бедах и «слабостях» как отдельных учеников, так и школы в целом. Ведь за успехи ребенка ответственность несут не только школа и преподаватели. «Причин неуспеваемости ребенка гораздо больше, чем кажется на первый взгляд, — уверена Галина Попова, директор лицея № 9 города Асбест Свердловской области. — Это и снижение интеллектуального развития обучающихся, и увеличение доли семей, не поддерживающих образование своего ребенка, не осуществляющих контроль за его обучением, формирующих негативную психологическую установку по отношению к учителям и школе».

По словам педагога, сегодня у учителей, у школы в целом нет никаких механизмов воздействия на семью, которая, например, наплевательски относится к тому, что ребенок не посещает школу и отказывается учиться. Кроме того, негативную роль в процессе обучения играет и завышенная самооценка детей, многие из которых сегодня почему-то уверены, что любое экзаменационное задание можно выполнить, не прикладывая вообще никаких усилий! «Они думают, что в интернете можно все списать, скачать, найти ответы на все вопросы, — сокрушается Галина Попова. — Многие без интернета уже не могут выполнить элементарного задания, не говоря уже чем-то более сложном!»

Директор лицея считает, что у большинства подростков сформировалась ярко выраженная зависимость от интернета (проведение большей части свободного времени за играми, постоянное общение в социальных сетях, просмотр фильмов и прочее), которая, безусловно, наносит ущерб самостоятельной работе по подготовке к ЕГЭ, выполнению домашних заданий. И это не может не сказаться на общей успеваемости и в итоге — на уровне образования.

Чтобы средняя школа стала сильной, придется подбирать сильных учителей и администраторов, платить им справедливую зарплату, систематически повышать квалификацию персонала, а также контролировать результаты и строго за них спрашивать. Вероятно, учителям надо теснее сотрудничать с родителями. Это необходимый минимум. Как справятся регионы с новым вызовом в современных реалиях — покажет ближайшее будущее.

И последние станут первыми?

Комментарии
Прямой эфир