Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС России поразили хранилище авиатоплива воздушных сил Украины
Экономика
Путин поручил разработать дополнительные меры поддержки аграриев
Политика
В Госдуме указали на причастность НАТО к планированию ВСУ атак
Мир
В ООН заявили об отказе хуситов от вакцин на фоне распространения холеры в Йемене
Мир
На Украине сообщили о повреждении объекта инфраструктуры в Запорожье
Происшествия
Силы ПВО уничтожили украинский беспилотник над Белгородской областью
Спорт
NYT узнала о допуске китайских пловцов на ОИ в Токио после обнаружения допинга
Общество
В Кремле выразили соболезнования в связи с гибелью военкора «Известий» Еремина
Мир
Пашинян заявил, что пограничники РФ покинут Тавушскую область после делимитации
Мир
Байден сообщил о производстве первых в США 90 кг обогащенного урана
Общество
В МВД гибель Еремина назвали очередным преступлением киевского режима
Мир
В Израиле число солдат с боевыми психическими травмами достигнет 8 тыс. к концу года
Происшествия
В Москве мошенники похитили со счета 79-летней женщины 16 млн рублей
Общество
Минцифры предложило оказать поддержку близким военкора Еремина
Общество
В Госдуме назвали неуместными споры вокруг ВПШ им. Ильина
Общество
Власти сообщили о возобновившемся росте воды в Кургане

Права и обязанности кавалера

Журналист Максим Соколов — о практике лишения наград проштрафившихся орденоносцев
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Накал полемики вокруг артиста А.В. Макаревича, равно и вокруг того, — следует или не следует лишать его звания кавалера российских орденов после его гастроли по городам Донбасса, отвоеванных киевской властью, достиг высшего градуса. Писатель А.А. Проханов возгласил: «Кровь русских людей — на пальцах Макаревича. Никакой кислотой не смыть эту кровь». Писатель Г.Ш. Чхартишвили не менее энергично возгласил: «Кликуши, лакеи и просто идиоты, брысь от Макаревича!». Мэр Екатеринбурга Е.В. Ройзман использовал не вполне идущий к делу образ: «Против него развязали какую-то мерзкую травлю. Но это — как слон и моська, всё это давно описано Крыловым в его басне». Хотя если А.В. Макаревич не моська, то в общем-то и не слон, причем ни в каком отношении, а Союз защитников животных, то есть и слонов, и мосек, стал собирать подписи в защиту «великого поэта, певца и гуманиста». Как говорила няня в «Дяде Ване»: «Расходились, гусаки!».

Но как раз с персональной точки зрения казус не слишком примечателен. Артист — не кровавый злодей и не великий гуманист, а так себе, Макаревич. Через неделю шум уляжется, артист займется очередным чесом, а гусаки будут с не меньшей страстью гагакать по какому-нибудь поводу. Чего-чего, а поводов хватит.

Более интересна сама идея наказать проштрафившегося кавалера, подвергнув его публичной деградации с отъемом орденов. Наиболее популярной тут была аналогия с временами СССР, когда лишение орденов и наград практиковалось не только в случае ареста и осуждения, но и в качестве самостоятельной кары неуголовного характера — основанием для лишения ордена могло также служить «совершение награжденным порочащих его поступков».

Что до времен послесоветских, то А.В. Макаревич, доколе он не осужден уголовным судом, может быть за свои награды совершенно спокоен. «Президент РФ отменяет указ о награждении, если выясняется недостоверность или необоснованность представления к награждению государственной наградой», — и этим список оснований исчерпывается. А.В. Макаревич был награжден в 2003 году за большой вклад в развитие музыкального искусства и в связи с 50-летием. Так и в самом деле вложил, развил и родился в 1953 году — что же здесь недостоверного и необоснованного? Даже если «Положение о государственных наградах РФ» сейчас задумают изменить, придать карательным мерам против кавалеров российских орденов обратную силу было бы слишком соблазнительным нарушением основополагающих норм права.

Другое дело, что вопросы такого рода неизбежно будут всплывать. Это связано с самой природой орденов, которые не могут вовсе оторваться от своего рыцарского изначалия, а еще раньше — от мужских союзов эпохи варварства. Таковые же орденские союзы, то есть вся совокупность кавалеров («сообщество элиты живых», по выражению де Голля), подобны двуликому Янусу, который одним ликом обращен в прошлое, другим — в будущее. С одной стороны, для причисления к ордену необходимы заслуги — просто так с улицы в кавалеры не берут. С другой стороны, сам факт причисления к ордену предполагает, что кавалер и впредь до конца дней своих будет верен идеалам ордена и остается человеком чести. Поэтому далеко не только в СССР существовали установления, предполагающие «раскавалеривание», то есть извержение из ордена недостойного члена. Из савойского, а затем итальянского (в период монархии) ордена Аннунциаты был в 1943 году — лучше поздно, чем никогда, — изгнан Муссолини.

Прежде изгнание из ордена обставлялось различными ритуалами. Депутатам от ЕР и ЛДПР, так невзлюбивших А.В. Макаревича, должна была понравиться церемония исключения из членов ордена тамплиеров, в ходе которой изгоняемый являлся перед капитулом ордена в одних подштанниках и с веревкой на шее. Но тамплиеры, положим, были давно, тогда как во вполне действующем статуте ордена Почетного легиона (статья R96) предусмотрено оформляемое президентским указом исключение из числа кавалеров ордена лица, совершившего бесчестный поступок, — un acte contraire à l'honneur. Что даже и логично, поскольку быть кавалером Ordre national de la Légion d'honneur, совершая деяния, противные чести, не вполне сообразно.

Так что правило «блюдите, сколь опасно ходите», полезное и для лиц, не отмеченных государственными наградами, способно избавить от ненужных недоразумений и кавалеров российских орденов.

Комментарии
Прямой эфир