Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВСУ за сутки нанесли 10 ударов по объектам российской энергетики
Общество
Минтруд назвал восемь признаков для определения подмены трудовых отношений
Наука и техника
Ковальчук заявил о наличии у РФ технологий для развития коммерческих запусков в космос
Общество
Скончался актер из «Первого отдела» Денис Верягин
Общество
Генерала Шамарина приговорили к семи годам колонии строгого режима
Мир
Глава МИД Ирана прибыл с визитом в Москву
Мир
Лукашенко указал на возможность выстроить в СГ более тесную систему взаимодействия
Происшествия
Взрыв прогремел на предприятии в Москве
Мир
В Кремле указали на динамично развивающиеся отношения РФ и Катара
Мир
В Чехии заявили о прекращении закупки российской нефти
Мир
В США усомнились в возможности ввода миротворческих сил НАТО на Украину
Авто
За минувшие сутки в России произошло 273 ДТП
Мир
Песков заявил об ориентированности Европы на продолжение конфликта на Украине
Наука и техника
Мишустин указал на важность передовых технологий в пассажирском судостроении
Политика
В Кремле назвали новые регионы неотъемлемой частью России
Наука и техника
Ковальчук указал на невозможность освоения Луны и Марса без атомной энергетики
Политика
Песков анонсировал содержательные переговоры лидеров стран на праздновании 9 Мая

«Самое главное, что мы вписались в культурную жизнь Москвы»

Создатель «Китайского летчика» — о заветах Виктора Цоя, полуподвальных визитах мировых звезд и моде на тишину
12
«Самое главное, что мы вписались в культурную жизнь Москвы»
Фото предоставлено PR-агентством «Заводной апельсин»
Выделить главное
Вкл
Выкл

23 августа одним из самых крупных фестивалей лета свой день рождения отметит один из самых заслуженных московских клубов. В стенах «Китайского летчика» находили пристанище молодая группа «Ленинград» и сутками на пролет просиживал Эмир Кустурица, здесь бурно отдыхал Гарик Сукачев и играл свой самый необычный джем Ману Чао. Трудно назвать звезд российской клубной сцены, хотя бы раз не сыгравших в «Летчике». Накануне дня рождения корреспондент «Известий» встретился с создателем клуба Владимиром Джао, до этого прессу общением не баловавшим.

— Для того чтобы 15 лет назад открыть клуб со столь необычным форматом, наверное, нужно иметь немалый опыт и связи?

— Конечно, к такому решению сразу никто не приходит. Я всю жизнь имел отношение к музыке. Началось всё в 1970-е, с песен Макаревича, который стал тогда нашим боевым кораблем. В те годы было модно отправлять детей в музыкальную школу. Так что худо-бедно все на чем-то играли. В том числе и я, окончивший пять классов музыкальной школы по классу аккордеона. Почти все старшеклассники создавали ансамбли. У нас в классе учился парень, у которого папа был каким-то замминистра, привозившим в СССР не только  записи Led Zeppelin и Rolling Stones, но и гитары и барабаны для своих чад. В 369-й московской школе возникла группа, которой руководил Слава Цой — двоюродный брат Виктора Цоя.

«Самое главное, что мы вписались в культурную жизнь Москвы»  После института я пошел в армию, строил БАМ, потом работал учителем английского и китайского языков. В 1987 году открыл свой первый китайский ресторан на двенадцать столиков, кооператив под номером пять. Первыми нас обнаружили японские фирмачи, а потом пошли посольские сотрудники, секретари посольств США, ФРГ, Великобритании. Там стали часто бывать Виктор Цой, Борис Гребенщиков, Андрей Макаревич, Гарик Сукачев, Вадим Степанцов, Олег Нестеров, Владимир Познер. Алексей Паперный в то время был моим соседом и возил по всему миру свой спектакль — «Твербуль». Ресторан открывался в  17.00. Я до тех часов работал в школе и должен был успевать к открытию. 

— Чем можно было завлечь в кооперативный ресторан творческую богему?

— Нашей домашней китайской кухней! Мы привозили из Китая в чемоданах экзотические ингредиенты. Соевый соус, трепанги и другие китайские деликатесы приходили в то время на склад «Мосресторантреста», и там никто не знал, что с ними делать. Для них было счастьем избавиться от таких экзотических продуктов, а для нас это была находка!

Я сблизился с музыкантами и в первую очередь с Артемием Троицким, который уже на тот момент был лучшим музыкальным журналистом. Он стал приводить ко мне музыкантов, и у меня всегда был забронирован для них столик. Прежде всего это был Виктор Цой. Его первый успех мы отмечали как раз в ресторане. Наши с ним беседы и стали отправной точкой для того, чтобы помогать талантам, у которых нет возможности пробиться.

«Самое главное, что мы вписались в культурную жизнь Москвы»  — То есть платформа «Китайского летчика» была заложена через китайскую кухню, а потом уже возникла загадочная история, связанная даже с названием?

— Мою фамилию в названии клуба, когда он открылся в Лубянском проезде, мы с Паперным дали умышленно. Мой китайский дед-генерал дал мне имя Дэ Чен, что в переводе означает «весна кристальной чистоты». Для звучности решили Дэ заменить на Да. Так получился Джао Да. Кто-то придрался к фамилии; мол, совсем это не китайская, на что я ответил, что в соответствии с правилами русской транскрипции фамилия должна писаться Чжао, но в паспортном столе об этом не знали, так появилась фамилия Джао.На сегодняшний день мы идем той же дорогой. С самого начала это был некоммерческий проект, на котором нельзя заработать много денег. Потому что, к сожалению, публика, которая увлекается такой музыкой, не богата. «Летчик» — уникальное явление, потому что с самого начала здесь собралась команда из музыкантов, журналистов, которые понимали, как это надо делать. Главная же заслуга принадлежит Ирине Борисовне и Леше Паперным, их безграничному энтузиазму.

— У вас есть свои вкусовые приоритеты, которые вы как владелец можете настоятельно рекомендовать арт-директорату?

— У меня приоритеты человека советской формации. Я не люблю громкий рок. И как бы в продолжение «Летчика» мы открыли наверху второй клуб China-town, рассчитанный уже на людей моего поколения. Там собираются те, кто уже вырос из штанишек, в которых мы входили в «Летчик». В «Летчике» мы немало экспериментировали. Вспомните наш Фестиваль уличных музыкантов, который Леша Паперный придумал после своей поездки по Европе, большие open-air фестивали «Улица» на Болотной площади, «Дудки» и «Танцы» в саду «Эрмитаж». Мы выпускали диски совместно с журналом «Афиша», ездили всем клубом на «гастроли» в Норвегию, участвовали в совместных проектах со Славой Полуниным в Петербурге и в Москве, первыми привезли Ману Чао и легенд рэгги The Skatalites. У каждого клуба своя история и свои музыканты. 

«Самое главное, что мы вписались в культурную жизнь Москвы»  — «Летчик» видится мне хотя и международной (по составу приезжающих сюда артистов) площадкой, но все-таки сугубо московской. Клуб не прижился ни в Питере, ни в Черногории.

— Для того чтобы клуб жил, нужно в нем жить. Питер и тем более Черногория оказались далеко. В черногорском Которе всё было замечательно, но одна доставка туда музыкантов сжирала все деньги. В Питере арт-директором был Сева Гаккель (бывший музыкант группы «Аквариум», владелец самого известного альтернативного клуба «Там-там»). Человек замечательный, но совсем «некоммерческий». На концерт приходило по спискам пол-города, но касса была пустой. Корректировать работу менеджмента было сложно. Самое главное, что мы вписались в жизнь Москвы. Сменились поколения, которые ходили по воскресеньям в наш домашний театр «Хорошее удовольствие». Моему сыну сейчас 18 лет, а начинал он ходить в этот театр, когда ему было три года. 

«Самое главное, что мы вписались в культурную жизнь Москвы»  —   На сегодняшний день «Летчик» — самый заслуженный московский клуб. Есть ли у вас секрет долголетия и совет для тех, кто захочет попытаться создать что-то подобное сейчас?

— С самого начала я понимал, во что мы ввязываемся и что это очень долгоиграющий проект.  Согласитесь, продержаться 15 лет, это не просто. Наша история похожа на историю музыкальной группы, вместе — мы сила, а сольно — уже не то. На сегодняшний день клубный бизнес один из самых сложных. Но в первую очередь, открывая клуб, вы должны знать свою музыку и публику. А еще, сейчас люди устали от громкой музыки и хотят посидеть в тишине.  Публику сейчас нужно удивить чем-то еще, и для этого надо много думать и столько же работать. 




День рождения «Китайского летчика» начнется в 14.00 и продлится до вечера. Главную сцену отведут для выступлений групп из Франции, России, Грузии и Сербии. Главным гостем фестиваля станет сербская группа Disciplin a Kitschme. Россию представят Billy's Band, Markscheider Kunst, Паперный Т.А.М., Олег Нестеров, «Видели! Знаем!», БАБА, Карл Хламкин и «ОгнеОпаснОркестр», Францию — Нильда Фернандес, Грузию — Asea Sool. В качестве музыкального гида выступит духовой уличный оркестр Pakava IT’. На фестивале «Летчик.Танцы.Дудки» будут танцы, лекции и угощения от поваров «Летчика». Можно купить книги, сувениры и одежду в фестивальном маркете и просто непринужденно пообщаться. В «Летнем кинотеатре» парка «Музеон» будет работать детская театральная студия «Китайского летчика», которая покажет спектакль «17 эпизодов из жизни Джао Да». 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением